Table of Contents Table of Contents
Previous Page  66 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

65

Однако

переоценка

узловых

моментов

историографии

движения

декабристов

может

иметь

эффект

домино

.

Если

концептуально

соотнести

деятельность

декабристских

организаций

с

революционной

традицией

либо

с

развитием

конституционной

мысли

в

России

,

то

под

вопрос

попадает

основополагающий

постулат

ленинской

концепции о преемственности

.

С одной

стороны

,

совершенно не

вписываются

в

концепт

преемственности

революционного

движения

конституционные

планы

декабристов

,

а

с

другой

если

идеология

и

цели

сменившей

дворянскую

демократической

оппозиции

базировались

на

отрицании

сословной

государственности

,

любой

формы

монархии

,

равно

как

и

всей

дворянской

культуры

какой

преемственности

может

идти

речь

?

Классовый

подход

здесь

в

трактовках

восстания

оказывается

тупиковым

.

Если

обратиться

к

внеклассовому

подходу

понимания

движения

декабристов

как

представителей

интересов

третьего

сословия

,

характерному

для

либеральной

историографии

,

обнаруживаем

следующее

.

Здесь

приходится

учитывать

принципиальные

различия

в

планах

Северного

и

Южного

обществ

.

Первое

терпимо

относилось

к

конституционной

монархии

.

Во

втором

же

Пестель

после

длительного

переходного

периода

диктатуры

надеялся

на

установление

республиканского

строя

.

Более

приемлем

взгляд

на

«

Конституцию

»

Муравьева

и

«

Русскую

правду

»

Пестеля

как

на

авторские

манифесты

,

к

которым

,

как

известно

,

на

фоне

общего

спада

активности

они

охладели

.

Да

и

не

только

они

.

К

середине

XIX

в

.,

многие

из

декабристов

разочаровались

в

незыблемости

не

только

европейских

политических

порядков

,

на

которые

ориентировались

при

составлении

конституционных

проектов

,

но

и

в

правильности

европейского

образа

жизни

в

целом

[3,

с

. 65; 4].

Разочарование

в

потенциале

Европы

,

в

том

числе

и

революционном

,

было

характерно

и

для

некоторых

течений

русской

общественной

мысли

.

Так

сторонники

революционно

-

демократического

движения

первоначально

доказывали

общность

исторического

развития

Западной

Европы

и

России

,

высказывались

за

развитие

экономических

и

культурных

связей

,

призывали

использовать

в

России

новейшие

достижения

науки

,

техники

,

культуры

.

Но

после

подавления

во Франции

в

1848

г

.

революционного

движения

настолько

разочаровались

в

Западной

Европе

,

что

стал

искать

пути

и

способы

обновления

России

в

самой

русской

жизни

,

развивая

идеи

утопического

социализма

.

Ф

.

Н

.

Глинка

утверждал

в

письме

к П

.

А

.

Вяземскому

:

«

Народы

Европы

видите

сами

зашли

в

глухие

переулки и не

знают

,

куда повернуться

!» [22,

л

. 25].

Можно

ли

сказать

,

что

конституционные

проекты

декабристов

,

столь

различные

между

собой

,

выражали

общее

мнение

?

Лишь

в

общих

чертах

.

Для

первой

четверти

XIX

в

.

наиболее

характерной

является

антидеспотическая

настроенность

культурного

дворянства

.

Общество

должно

было

исключительно

откликаться

на

необходимость

ограничения

самодержавия

.

По

сути

это

было

общественное

мнение

в

пользу

установленных

политических

прав

только

дворянства

.

В

зависимости

от

степени

прогрессивности

личных

убеждений

интересы

остальных

сословий

лишь предполагались

.

Вернее

все

же

рассматривать

подобный

процесс

самосознания

в

понятиях

становления

конституционной

мысли

,

чем

в

понятиях

революции

,

что

возвращает

нас

к

проблеме

революции

.

Трудно

не

согласиться

с

мнением

Х

.

Арендт

: «

Идея

конституционного

правления

,

конечно

,

никоим

образом

не

является

революционной

ни

по

своему

содержанию

,

ни

по

происхождению

:

она

означает

ни

больше

,

ни

меньше

,

чем

правление

,

ограниченное

законом

и

защиту

гражданских

прав

посредством

конституционных

гарантий

» [1,

с

. 34].

Х

.

Арендт

считает

,

что

права

,

данные

конституцией

,

представляют

еще

не

власть

народа

,

а

«

напротив

,

они

полагались

необходимыми

,

чтобы

оградить

от

злоупотреблений

властью

любое

,

даже

вновь

основанное правление

» [1,

с

. 34].

Таким

образом

,

столь

очевидная

для

советской

историографии

революционность

движения

декабристов

,

состоящего

почти

из

десятилетней

истории

тайных

обществ

и

истории

14

декабря

,

сегодня

дает

основание

для

разночтений

.

Относительно

истории

декабрьского

восстания

,

имевшего

,

казалось

бы

,

все

черты

монументальной

законченности

,

возможны

иные

выводы

на

основе

приоритета

исторического

подхода

.

Однако

революционное

значение

этих

событий

,

с

точки

зрения

принятия

попытки

изменения

государственного

порядка

,

очевидно

.

Но

очевидно

не

как

результат

идеологической

интерпретации

событий

14

декабря

1825

г

.,

а

как

следствие

их

конкретно

-

исторического исследования

.

Библиографический

список

1.

Арендт Х

.

Основание революции

:

свобода

[

Текст

] /

Х

.

Арендт

//

Концепт

«

революция

»

в

современном по

-

литическом дискурсе

/

под ред

.

Л

.

Е

.

Бляхера

,

Б

.

В

.

Межуева

,

А

.

В

.

Павлова

. –

СПб

.:

Алетейя

, 2008. –

С

. 33-41.

2.

Великая Французская

революция

и

Россия

:

сб

.

ст

. [

Текст

] /

отв

.

ред

.

А

.

В

.

Адо

,

В

.

Г

.

Сироткин

. –

М

.:

Прогресс

, 1989. – 480

с

.