Table of Contents Table of Contents
Previous Page  65 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 65 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

64

концепции

советской

историографии

,

естественно

с

разными

знаками

,

цареубийственная

или

тираноборческая

интерпретация

основных

целей

движения

доминировала

.

Находясь

в

числе

приоритетных

,

история

декабристского

движения

стала

одной

из

наиболее

проработанных

тем

в

советский

период

.

Советской

историографией

была

сформулирована

,

как

тогда

казалось

,

монолитной

убедительности

концепция

,

основанная

на

ленинском

определении

дворянской

революционности

.

Формула

М

.

В

.

Нечкиной

: «

Это

день

восстания

декабристов

в

Петербурге

на

Сенатской

площади

,

первое

открытое

выступление

с

оружием

в

руках

против

самодержавия

и

крепостничества

» [20,

с

. 3]

заключала

в

себе

революционный

код

восстания

.

В

чем

очевидно

явное

стремление

к

упрощению

и

одновременно

к

монументализации

.

По

мере

возвышения

статусного

положения

академика М

.

В

.

Нечкиной

возрастали

значимость

и

масштабы

восстания

декабристов

.

Тенденциозное

игнорирование

одних

фактов

за

счет

выпячивания

других

происходило

во

имя

укрепления

и

развертывания

ленинского

положения

о

революционном

содержании

восстания

. «

В

решении

обратиться

к

Сенату

с

большой

яркостью

видна

ограниченность

дворянской

революционности

боязнь

разбить

старую

государственную

машину

,

попытка

опереться

именно

на

нее

в

поисках

«

законных

»

форм

для

революционного

по

существу

действия

должно

делать

с

видом

законности

»,

показывает Трубецкой

» [20,

с

. 39-40]), –

роль Сената

Нечкина

рассматривает

в

декабристских

планах

как

измену делу революции

.

Однако

не

учитывать

стремления

декабристов

во

что

бы

то

ни

стало

соблюсти

законность

,

на

наш

взгляд

,

в

данном

случае

нецелесообразно

.

Опору

на

Сенат

Нечкина

признает

давней

идеей

декабристов

и

показывает

,

что

установить

респуликанское

правление

через

Сенат

[20,

с

. 40]

предполагал

не

только

Трубецкой

,

но

и

Пестель

.

Но

несовместимость

революции

с

законностью

приводит

историка

к

объяснению

желания

декабристов

соблюсти

законность

их

дворянской

ограниченностью

.

Ведь

советская школа

работала

в

рамках дозволенного

.

Для

декабристоведческой

литературы

1970 –

1980-

х

гг

.

характерно

большое

разнообразие

исследуемых

вопросов

,

И

если

в

советской

историографии

1940 – 1950-

х

гг

.,

как

указывалось

,

проявлялось

стремление

как

-

то

затушевать

значимость

влияния

Запада

на

декабристов

,

то

для

этих

исследований

характерна

противоположная

тенденция

отрицание

объективных

,

российских

корней

декабризма

,

рассматривая

его

как

всецело

продукт

«

западного

»

влияния

.

В

сборнике

статей

«

Великая

французская

революция

и

Россия

» [2]

освещается

влияние

идей

и

событий

крупнейшей

революции

на

общественно

политическую

и

культурную жизнь России

конца Х

VIII –

начала

XIX

вв

.

В

современной

исторической

науке

допускается

вариативность

в

выборе

подхода

к

исследованию

,

что

позволяет

по

-

новому

взглянуть

на

тему

декабристов

.

Результаты

процесса

«

демифологизации

»

очевидны

.

Выходя

за

рамки

строгого

определения

декабристов

«

дворянскими

революционерами

»,

современные

исследователи

предлагают

новое

видение

проблем

формирования

их мировоззрения

.

Мотивированное

желанием

пересмотреть

идеологически

детерминированные

трактовки

декабристского

движения

,

конкретно

-

историческое

развертывание

темы

дворянской

революционности

,

пересекается

с

возрастающим

теоретическим

интересом

к

концепту

революции

.

Понятие

«

революция

»,

досканально

изученное

максистско

-

ленинской

наукой

,

в

современном

политологическом

дискурсе

неожиданно

предстало

как

«

предельно

размытый

смысловой

комплекс

»

[15,

с

. 5].

Если

к

феномену

14

декабря

приложить

привычные

признаки

революции

,

то

окажется

,

что

он

не

обнаруживает

сходства

с

ней

.

Как

«

народное

движение

,

приведшее

к

смене

режима

»

восстание

декабристов

невозможно

охарактеризовать

.

Доводы

в

пользу

его

неизбежности

,

необратимости

,

масштабности

[15,

с

. 24, 79, 81]

также

остаются

неубедительными

.

Не

было

на Сенатской

площади

и

«

молчаливого

согласия

масс

,

выраженного

посредством

политического

представительства

»,

и

представителя

,

который

бы

выражал

общую

волю

»

[15,

с

. 88].

Выход

был

найден

В

.

И

.

Лениным

,

интерпретировавшим

событие

как

дворянское

по

сути

,

исторически

обыгрывая

впоследствии

правомерный

феномен

дворянской

революционности

.

Но

проблема

участия

народа

в

восстании

оставалась

трудно

разрешимой

.

Без

неотъемлемой

оценки

декабристов

«

страшно

далеки

они

от

народа

»

не

обходилось

уже

ни

одно

исследование

восстания дворян

.

Понятное

желание

выйти

за

рамки

догмата

дворянской

революционности

в

такой

благодатной

теме

,

какой

является

история

тайных

обществ

в

России

,

стимулирует

современный

научный

интерес

к

проблеме

декабристского

движения

.

В

любом

случае

потенциально

перспективен

взгляд

на

историю

14

декабря

вне

ленинской

схемы

,

жестко

ограничивающей

политическую

историю

России

сословно

-

классовым

подходом

.

Догматическое

руководство

советской

научной

школы

,

так

называемая

периодизация

освободительного

движения

в

России

,

в

первую

очередь

идеологические

задачи

,

а

не

исторические

.

Эта

поистине

тенденциозная

авторская

концепция

является

гениальной

в

своей

пластичности

,

ведь

с

ней

работало

даже

«

либеральное

»

крыло

советских

историков

[21].