Table of Contents Table of Contents
Previous Page  66 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

65

рить

потребность

предприятия

в

персонале

опреде

-

ленного

количества

и

качества

для

достижения

стра

-

тегии

предприятия

и

социально

-

экономических

ре

-

зультатов

его

деятельности

.

Для

подавляющего

коли

-

чества

предприятий

классическое

управление

персо

-

налом

занимает

статус

вспомогательной

подсистемы

,

обеспечивающей

функционирование

всей

организа

-

ционной

системы

.

Выделение

средств

на

управление

персоналом

часто

осуществляется

по

остаточному

принципу

,

отношение

к

нему

сформировано

как

к

элементу

второстепенной

значимости

.

Цель

управле

-

ния

человеческими

ресурсами

проекта

также

обес

-

печение

проекта

требуемыми

человеческими

ресур

-

сами

и

регулирование

всех

вопросов

,

связанных

с

персоналом

на

всех

этапах

жизненного

цикла

проек

-

та

.

Специфика

цели

заключается

в

ориентации

на

цели

проекта

и

жесткое

подчинение

этим

целям

,

го

-

раздо

более жесткое

,

прямое

и

непосредственное

,

чем

подчинение

управления

персоналом

предприятия

целям

этого

предприятия

.

Вместе

с

этим

,

в

проектах

цель

не

является

конечным

ориентиром

.

Имеется

бо

-

лее

значимое

и

весомое

понятие

для

проектной мето

-

дологии

создание

ценности

проекта

.

Проект

,

дос

-

тигший

цель

,

но

не

создавший

ценность

для

стейк

-

холдеров

,

сегодня

признается

не

удачным

,

не

эффек

-

тивным

.

Ценности

,

которые

призвано

создать

управ

-

ление

человеческими

ресурсами

проекта

, -

это

ко

-

мандная

философия

,

проектное

мышление

,

развитие

проектно

-

ориентированного

управления

,

личностный

рост

и

самоактуализация

членов

команды

,

межпро

-

ектное

сообщество

,

потребительская

полезность

ре

-

зультатов

проекта

и

многие

другие

.

В

силу

сказанно

-

го

,

управление

человеческими

ресурсами

базируется

на

концепции

управления

по

ценностям

,

ценностном

менеджменте

.

Если

в

классическом

управлении

пер

-

соналом

только

начали

говорить

об

управлении

по

ценностям

,

то

в

теории

и

практике

управления

проек

-

тами

обеспечение

ценностей

стейкхолдеров

давно

существующий

базовый

принцип

методологии

про

-

ектного менеджмента

.

2.

Отличие

в

сущности

.

Классическое

управле

-

ние

персоналом

чаще

всего

позиционируется

как

подсистема

управления

предприятием

или

гораздо

реже

как

один

из

бизнес

-

процессов

в

ландшафте

биз

-

нес

-

процессов

предприятия

.

Подсистема

или

процесс

управления персоналом играет

вспомогательную

роль

в

достижении

целей

организации

.

Управление

чело

-

веческими

ресурсами

представляет

собой

одну

из

функциональных

областей

системы

управления

про

-

ектом

,

направленных

на

достижение

целей

,

результа

-

тов и ценностей проекта

.

3.

Отличие

в

содержании

.

Управление

челове

-

ческими

ресурсами

проекта

,

включая

все

содержа

-

тельные

элементы

классического

управления

персо

-

налом

,

такие

как

отбор

персонала

,

адаптация

,

обуче

-

ние

,

оценка

,

мотивация

,

стимулирование

и

прочие

,

привносит

в

них

свою

специфику

.

Кроме

того

,

меня

-

ется

не

только

содержание

этих

элементов

,

но

и

их

статус

.

К

примеру

,

системообразующими

элементами

управления

персоналом

являются

оценка

персонала

,

организация

труда

и мотивация

персонала

[6].

Систе

-

мообразующим

элементом

управления

человечески

-

ми

ресурсами

проекта

,

по мнению

автора

,

становится

командообразование

.

Именно

этот

элемент

охватыва

-

ет

все

остальные

и формирует

единый

процесс

созда

-

ния

и

развития

команды

проекта

с

помощью

отбора

,

ролевой

организации

команды

и

прочего

.

Также

от

-

личие

от

классического

управления

персоналом

за

-

ключается

в

том

,

что

управление

человеческими

ре

-

сурсами

,

взаимодействуя

с

другими

функциональны

-

ми

областями

,

сращивается

с

ними

и

посредством

такого

сращивания появляются принципиально новые

направления

работы

с

людьми

,

которых

нет

в

класси

-

ческом

управлении

персоналом

.

Например

,

появля

-

ются

направления

:

формирование

ролевой

идентич

-

ности

человеческих

ресурсов

в

соответствии

с

орга

-

низационной

структурой

проекта

и

иерархическими

структурами

работ

,

управление

рисками

человече

-

ских

ресурсов

проекта

,

обеспечение

качества

челове

-

ческих

ресурсов

проекта

в

рамках менеджмента

каче

-

ства

проекта

.

Обогащается

и

наполняется

новым

со

-

держанием

управление

человеческими

ресурсами

проекта

еще

и

в

результате

его

реализации

на

разных

этапах жизненного

цикла

проекта

и жизненного

цик

-

ла

управления

проектом

.

Например

,

управление

че

-

ловеческими

ресурсами

полностью

подчиняется

раз

-

витию

проекта

по

стадиям

,

как

следствие

появляются

такие

содержательные

элементы

как

обоснование

человеческих

ресурсов

на

этапе

инициации

проекта

,

организация

человеческих

ресурсов

на

этапе

реализа

-

ции

проекта

,

высвобождение

и

перемещение

челове

-

ческих

ресурсов

в

рамках

закрытия

проекта

,

развитие

человеческих

ресурсов

посредством

ретроспективно

-

го

анализа проекта и

т

.

д

.

4.

Отличие

в

базовых

методологических

пара

-

дигмах

.

Существует

набор

наиболее

популярных

ме

-

тодологий

организации

и

функционирования

различ

-

ных

объектов

.

Речь

идет

о

системной

,

структурно

-

функциональной

,

процессной

и

иных

методологиях

в

рамках

соответствующих

подходов

.

Все

они

исполь

-

зуются

в

отношении

управления

персоналом

пред

-

приятия

и

управления

человеческими

ресурсами

про

-

екта

.

Но

классическое

управление

персоналом

чаще

представлено

как

подсистема

в

рамках

системы

управления

предприятием

.

Процессная

,

функцио

-

нальная

,

компетентностная

методологии

использует

-

ся

в

основном

как

дополнительные

для

акцентирова

-

ния

внимания

на

определенных

содержательных

ас

-

пектах

системы

управления

персоналом

.

В

отноше

-

нии

управления

человеческими

ресурсами

проектов

в

равной

степени

и

масштабно

применяются

такие

ме

-

тодологии

как

процессная

(

позиционируется

стандар

-

том

PMBOK),

компетентностная

(

международный

стандарт

IPMA

и

национальный

российский

стандарт

НТК

),

функциональная

и

инструментальная

(

методо

-

логия

PRINC).

Они

хорошо

согласованы

с

системной

методологией

,

сосуществуют

как

равноправные

,

в

некоторых

частях

взаимодополняющие

,

в

некоторых

-

конфликтующие

.

По

-

мнению

автора

,

важно

допол

-

нить

имеющиеся методологические

парадигмы

и

раз

-