

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
36
18,
а
в Кемеровской
области
– 19.
Кроме
того
,
доказа
-
тельством
применения
программного
принципа
в
управлении
государственными
финансами
служит
наличие
программных
расходов
в
бюджетах
субъек
-
тов Российской Федерации
(
рис
. 2).
98,7
95,5
98,2
95,4
97,3
94,8
97
3,0
1,3
4,5
1,8
4,6
2,7
5,2
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Республика Алтай
Республика Хакасия
Республика Бурятия
Новосибирская область
Томская область
Омская область
Кемервская область
Расходы
на
госпрограммы
Непрограммные
расходы
Рис
. 2.
Доля бюджетных расходов
в
2015
году
некоторых
субъектов РФ
(
рассчитано автором на основании
законов о
бюджете
)
Присутствие
непрограммных
статей
затрат
свя
-
зано
с
наличием
расходов
на
некоторые
мероприятия
по
улучшению
функционирования
органов
исполни
-
тельной
власти
,
созданию резервов и
т
.
п
.
По
мнению
ряда
ученых
,
переход
на
про
-
граммный
формат
бюджета
является
положительной
тенденцией
на
пути
к
улучшению
качества
управле
-
ния
государственными
финансами
и
реформирова
-
нию
бюджетного
процесса
РФ
.
Например
,
И
.
В
.
Су
-
гарова
считает
,
что
применение
государственных
программ
позволяет
использовать
«
широкий
спектр
инструментов
государственного
управления
,
среди
которых
:
бюджетное
финансирование
,
меры
государ
-
ственного
регулирования
,
взаимодействие
со
всеми
субъектами
бюджетных
отношений
» [10].
А
.
А
.
Мар
-
кова
полагает
,
что
внедрение
государственных
про
-
грамм
в
бюджетный
процесс
РФ
поспособствовало
«
повышению
прозрачности
и
результативности
госу
-
дарственных
расходов
» [7].
По
мнению Ю
.
В
.
Арбат
-
ской
«
несомненный
плюс
«
программного
»
бюджета
–
необходимость
включения
в
бюджет
только
тех
рас
-
ходов
,
по
которым
в
программе
предусмотрены
кри
-
терии
(
индикаторы
)
их
эффективности
,
что
впослед
-
ствии
можно
будет
проконтролировать
» [2].
Свыше
перечисленными
мнениями
авторов
,
можно
согла
-
ситься
,
поскольку
применение
государственных
про
-
грамм
действительно
позволяет
эффективно
распре
-
делять
имеющиеся
в
распоряжении
государства
сред
-
ства
,
концентрируясь
на
приоритетных
направлениях
расходования бюджетных
средств
.
Большое
внимание
со
стороны
ученых
уделя
-
ется
проблемам
,
которые
возникают
в формировании
бюджета
на
основе
государственных
программ
.
По
мнению
Л
.
В
.
Богословцевой
«
в
условиях
программ
-
ного
бюджетирования
расширяются
границы
взаимо
-
действия
участников
бюджетного
процесса
и
,
как
следствие
,
актуализируется
проблема
разработки
рег
-
ламентов
обмена информацией финансовых органов
с
другими
министерствами
и
ведомствами
» [4].
Г
.
С
.
Копыченко
полагает
,
что
основной
проблемой
является
до
сих
пор
«
не
полностью
сложившаяся
сис
-
тема
стратегического
планирования
и
управления
»
[6].
Экономист
Т
.
П
.
Ярошенко
ключевой
проблемой
внедрения
программного
бюджета
видит
размытость
механизмов
стимулирования
органов
государствен
-
ной
власти
[11].
По
мнению
автора
,
особую
актуальность
при
планировании
и
реализации
государственных
про
-
грамм
приобретают
вопросы
,
связанные
с
оценкой
их
результативности
,
а
именно
с
целевыми
индикатора
-
ми и ожидаемыми результатами
(
рис
. 3).