

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
34
УДК
336.1 ©
Т
.
Б
.
Кувалдина
Т
.
Б
.
Кувалдина
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
:
РАЗРАБОТКА
И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
статье
рассматриваются
вопросы
управления
государственными финансами
с
помощью
применения
государственных
программ
в
бюджетном
процессе РФ
.
На
основании
портала
госпрограмм РФ
представлена
структура
бюджетных
средств
,
направляемых
на
реализацию
государственных
программ
,
вскрываются
про
-
блемы
в
программном
бюджетировании
и
предлагаются
мероприятия
по
совершенствованию
оценки
реали
-
зуемых
государственных
программ
.
Ключевые
слова
:
бюджетный
процесс
,
бюджетирование
,
бюджетные
расходы
,
управление
,
государст
-
венные финансы
,
государственные программы
,
целевые индикаторы
настоящее
время
основной
задачей
федерального
и
регионального
Прави
-
тельства
является
повышение
качества
управления
государственными
финансами
,
достиже
-
ние
устойчивого
социально
-
экономического
развития
регионов
и
страны
в
целом
,
а
также
выполнения
взя
-
тых
на
себя
социальных
обязательств
перед
гражда
-
нами
.
В
2012
году
,
обращаясь
к Федеральному
собра
-
нию
,
Президент
Российской Федерации
В
.
В
.
Путин
призывал
изменить
подходы
к
планированию
и
рас
-
ходованию
бюджетных
средств
.
В
частности
,
он
от
-
метил
,
что
пора
уходить
от
ставшего
уже
привычным
измерения
исполнения
бюджета
лишь
фиксацией
расходования
средств
на
те
,
или
иные
цели
.
Критери
-
ем
должно
стать
достижение
целей
социально
-
экономической политики
,
на финансовое
обеспечение
которых
направляются
бюджетные
средства
[2].
Вслед
за
этим появилось Распоряжение Правительства
РФ
от
30.12.13
№
2593-
р
,
которым
была
утверждена
Программа
повышения
эффективности
управления
об
-
щественными
(
государственными
,
муниципальными
)
финансами
на
период
до
2018
года
,
содержащая
меро
-
приятия
по
улучшению
качества
финансового
менедж
-
мента
и
уровня
эффективности
государственных
про
-
грамм при планировании бюджетных
затрат
[1].
Одним
из
инструментов
реализации
государст
-
венной
социально
-
экономической
политики
стали
государственные
программы
,
которые
используются
как
на
федеральном
уровне
,
так
и
при формировании
региональных
бюджетов
.
Вместе
с
тем
,
в
настоящее
время
отсутствует
единое
методическое
обеспечение
по формированию
государственных
программ
в
субъ
-
ектах
Российской Федерации
,
что
приводит
к
разной
эффективности
и
результативности их
выполнения по
регионам
.
Кроме
того
,
существующие
на
сегодняш
-
ний
день
методики
оценки
эффективности
и
резуль
-
тативности
государственных
программ
в
регионах
требуют
применения
сложных
расчетов
,
что
приво
-
дит
к
появлению
трудностей
в
практике
планирова
-
ния
,
учета
и
контроля
денежных
средств
и
финансо
-
вых
ресурсов
.
Это
обусловливает
актуальность
темы
настоящего исследования
.
Цель
статьи
–
рассмотреть
вопросы
управления
государственными
финансами
через
разработку
и
реализацию
государственных
программ
в
Российской
Федерации
.
В
связи
с
этим
были
поставлены
и
реше
-
ны
следующие
задачи
:
исследовать
практику
приме
-
нения
и
реализации
государственных
программ
,
вы
-
явить
существенные
проблемы
при
их
планировании
и
реализации
,
а
также
предложить
рекомендации
по
улучшению программного
бюджетирования
.
В
экономической
литературе
представлено
значительное
количество
работ
,
связанных
с
разра
-
боткой
и
совершенствованием
государственных
про
-
грамм
,
как
на
федеральном
,
так
и
региональном
уровнях
.
Существенный
вклад
в
исследование
теоре
-
тических
и
практических
вопросов
применения
госу
-
дарственных
программ
внесли
:
А
.
В
.
Братанова
,
П
.
П
.
Денисова
,
К
.
Е
.
Захарова
,
В
.
Н
.
Карташева
,
В
.
Б
.
Колядо
,
С
.
Н
.
Рукина
,
С
.
И
.
Трубинского
и
др
.
Особо
следует
остановиться
на
исследованиях
моло
-
дых
ученых
по
совершенствованию
методических
подходов
к формированию
и
оценке
государственных
программ
.
Так
,
Е
.
Ю
.
Евстафьева
дополнила
класси
-
фикацию
государственных
программ
новыми
призна
-
ками
,
а
также
предложила
методику
интегральной
оценки
результативности
программ
не
только
на
го
-
сударственном
,
но
и
на
муниципальном
уровне
управления
[5].
А
.
А
.
Михайлова
рассматривая
про
-
граммно
-
целевые
методы
бюджетного
финансирова
-
ния
,
предложила
авторскую
методику
унифициро
-
ванной
оценки
эффективности
и
результативности
реализации
государственных
программ
по
оказанию
социальных
услуг
в Российской Федерации
[8].
Вместе
с
тем
,
обзор
специальной
литературы
показал
,
что
вопросы
управления
государственными
финансами
через
разработку
и
реализацию
государ
-
ственных программ
в Российской Федерации изучены
недостаточно
полно
,
в
связи
,
с
чем
необходимо
до
-
полнительное
исследование
конкретных
аспектов
результативности
программ
применительно
к
сло
-
жившимся
российским
условиям
.
Применение
государственных
программ
в
Рос
-
сийской Федерации
закреплено
в
статье
179
Бюджет
-
ного
Кодекса
,
а
также
в
законах
и
постановлениях
Правительства РФ
.
Это
,
в частности
:
–
Распоряжение Правительства
РФ
от
11
нояб
-
ря №
1950-
р
(
с
изменениями
от
06.06.2015
№
1033-
р
)
«
Об
утверждении
перечня
государственных
про
-
грамм РФ
»;
–
Постановление
Правительства
РФ
от
2
авгу
-
ста №
588 (
с
изменениями
от
21.07.2014
№
679) «
Об
В