Table of Contents Table of Contents
Previous Page  35 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 35 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

34

УДК

336.1 ©

Т

.

Б

.

Кувалдина

Т

.

Б

.

Кувалдина

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

:

РАЗРАБОТКА

И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В

статье

рассматриваются

вопросы

управления

государственными финансами

с

помощью

применения

государственных

программ

в

бюджетном

процессе РФ

.

На

основании

портала

госпрограмм РФ

представлена

структура

бюджетных

средств

,

направляемых

на

реализацию

государственных

программ

,

вскрываются

про

-

блемы

в

программном

бюджетировании

и

предлагаются

мероприятия

по

совершенствованию

оценки

реали

-

зуемых

государственных

программ

.

Ключевые

слова

:

бюджетный

процесс

,

бюджетирование

,

бюджетные

расходы

,

управление

,

государст

-

венные финансы

,

государственные программы

,

целевые индикаторы

настоящее

время

основной

задачей

федерального

и

регионального

Прави

-

тельства

является

повышение

качества

управления

государственными

финансами

,

достиже

-

ние

устойчивого

социально

-

экономического

развития

регионов

и

страны

в

целом

,

а

также

выполнения

взя

-

тых

на

себя

социальных

обязательств

перед

гражда

-

нами

.

В

2012

году

,

обращаясь

к Федеральному

собра

-

нию

,

Президент

Российской Федерации

В

.

В

.

Путин

призывал

изменить

подходы

к

планированию

и

рас

-

ходованию

бюджетных

средств

.

В

частности

,

он

от

-

метил

,

что

пора

уходить

от

ставшего

уже

привычным

измерения

исполнения

бюджета

лишь

фиксацией

расходования

средств

на

те

,

или

иные

цели

.

Критери

-

ем

должно

стать

достижение

целей

социально

-

экономической политики

,

на финансовое

обеспечение

которых

направляются

бюджетные

средства

[2].

Вслед

за

этим появилось Распоряжение Правительства

РФ

от

30.12.13

2593-

р

,

которым

была

утверждена

Программа

повышения

эффективности

управления

об

-

щественными

(

государственными

,

муниципальными

)

финансами

на

период

до

2018

года

,

содержащая

меро

-

приятия

по

улучшению

качества

финансового

менедж

-

мента

и

уровня

эффективности

государственных

про

-

грамм при планировании бюджетных

затрат

[1].

Одним

из

инструментов

реализации

государст

-

венной

социально

-

экономической

политики

стали

государственные

программы

,

которые

используются

как

на

федеральном

уровне

,

так

и

при формировании

региональных

бюджетов

.

Вместе

с

тем

,

в

настоящее

время

отсутствует

единое

методическое

обеспечение

по формированию

государственных

программ

в

субъ

-

ектах

Российской Федерации

,

что

приводит

к

разной

эффективности

и

результативности их

выполнения по

регионам

.

Кроме

того

,

существующие

на

сегодняш

-

ний

день

методики

оценки

эффективности

и

резуль

-

тативности

государственных

программ

в

регионах

требуют

применения

сложных

расчетов

,

что

приво

-

дит

к

появлению

трудностей

в

практике

планирова

-

ния

,

учета

и

контроля

денежных

средств

и

финансо

-

вых

ресурсов

.

Это

обусловливает

актуальность

темы

настоящего исследования

.

Цель

статьи

рассмотреть

вопросы

управления

государственными

финансами

через

разработку

и

реализацию

государственных

программ

в

Российской

Федерации

.

В

связи

с

этим

были

поставлены

и

реше

-

ны

следующие

задачи

:

исследовать

практику

приме

-

нения

и

реализации

государственных

программ

,

вы

-

явить

существенные

проблемы

при

их

планировании

и

реализации

,

а

также

предложить

рекомендации

по

улучшению программного

бюджетирования

.

В

экономической

литературе

представлено

значительное

количество

работ

,

связанных

с

разра

-

боткой

и

совершенствованием

государственных

про

-

грамм

,

как

на

федеральном

,

так

и

региональном

уровнях

.

Существенный

вклад

в

исследование

теоре

-

тических

и

практических

вопросов

применения

госу

-

дарственных

программ

внесли

:

А

.

В

.

Братанова

,

П

.

П

.

Денисова

,

К

.

Е

.

Захарова

,

В

.

Н

.

Карташева

,

В

.

Б

.

Колядо

,

С

.

Н

.

Рукина

,

С

.

И

.

Трубинского

и

др

.

Особо

следует

остановиться

на

исследованиях

моло

-

дых

ученых

по

совершенствованию

методических

подходов

к формированию

и

оценке

государственных

программ

.

Так

,

Е

.

Ю

.

Евстафьева

дополнила

класси

-

фикацию

государственных

программ

новыми

призна

-

ками

,

а

также

предложила

методику

интегральной

оценки

результативности

программ

не

только

на

го

-

сударственном

,

но

и

на

муниципальном

уровне

управления

[5].

А

.

А

.

Михайлова

рассматривая

про

-

граммно

-

целевые

методы

бюджетного

финансирова

-

ния

,

предложила

авторскую

методику

унифициро

-

ванной

оценки

эффективности

и

результативности

реализации

государственных

программ

по

оказанию

социальных

услуг

в Российской Федерации

[8].

Вместе

с

тем

,

обзор

специальной

литературы

показал

,

что

вопросы

управления

государственными

финансами

через

разработку

и

реализацию

государ

-

ственных программ

в Российской Федерации изучены

недостаточно

полно

,

в

связи

,

с

чем

необходимо

до

-

полнительное

исследование

конкретных

аспектов

результативности

программ

применительно

к

сло

-

жившимся

российским

условиям

.

Применение

государственных

программ

в

Рос

-

сийской Федерации

закреплено

в

статье

179

Бюджет

-

ного

Кодекса

,

а

также

в

законах

и

постановлениях

Правительства РФ

.

Это

,

в частности

:

Распоряжение Правительства

РФ

от

11

нояб

-

ря №

1950-

р

(

с

изменениями

от

06.06.2015

1033-

р

)

«

Об

утверждении

перечня

государственных

про

-

грамм РФ

»;

Постановление

Правительства

РФ

от

2

авгу

-

ста №

588 (

с

изменениями

от

21.07.2014

679) «

Об

В