Table of Contents Table of Contents
Previous Page  76 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 76 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

75

УДК

336.132 ©

О

.

С

.

Торопченко

О

.

С

.

Торопченко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

,

ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

,

В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В

статье

рассматриваются

вопросы

использования

и

взаимодействия

инструментов

бюджетирова

-

ния

,

ориентированного

на

результат

.

На

основании

научных

публикаций

предложена

схема

взаимосвязи

инст

-

рументов

бюджетирования

,

ориентированного

на

результат

,

в

бюджетном

процессе Российской Федерации

.

Добавлен

новый

авторский

инструмент

«

оценка

рисков

в

реализации

государственных

(

муниципальных

)

про

-

грамм

».

Предлагается

авторская

трактовка

понятия

«

риск

в

реализации

государственных

(

муниципальных

)

программ

».

Ключевые

слова

:

бюджетирование

,

ориентированное

на

результат

,

риск

в

реализации

государственных

(

муниципальных

)

программ

.

России

процесс

реформирования

бюд

-

жетной

системы

начался

с

2004

года

с

целью

повышения

эффективности

дея

-

тельности

органов

государственной

вла

-

сти

и

местного

самоуправления

,

а

также

внедрения

метода

бюджетирования

,

ориентированного

на

ре

-

зультат

(

далее

БОР

).

Применение

такого

сложного

метода

,

как

БОР

потребовал

создания

единой

систе

-

мы инструментов

в

бюджетном процессе

.

В

настоящее

время

наиболее

дискуссионными

остаются

вопросы

о

применяемых

инструментах

БОР

и

их

взаимосвязи

.

Это

объясняется

тем

,

что

отсутст

-

вуют

методические

рекомендации

о

применении

в

бюджетном

процессе

инструментов

БОР

.

По

мнению

ученых

Д

.

В

.

Жигалова

,

Л

.

В

.

Перцова

и Ю

.

Ю

.

Чалой

«

применение

современных

методов

и

инструментов

БОР

нередко

вызывает

затруднения

,

обусловленные

отсутствием

федеральных

методических

рекоменда

-

ций

по

внедрению

и

практическому

использованию

большинства

инструментов

»[1].

Это

обстоятельство

задает направления для дальнейших исследований

.

Общие

вопросы

использования

инструментов

бюджетирования

в

практике

государственного

и

му

-

ниципального

управления

представлены

в

работах

отечественных

ученых

:

Е

.

В

.

Боровиковой

,

Н

.

Г

.

Вагизова

,

Ю

.

А

.

Гринева

,

Д

.

В

.

Жигалова

,

С

.

П

.

Кюрджиева

,

А

.

В

.

Михайлова

,

О

.

Ю

.

Паршуко

-

вой

,

Л

.

В

.

Перцова

,

А

.

В

.

Сафиной

,

О

.

И

.

Тишутиной

,

Ю

.

Ю

.

Чалой

,

О

.

А

.

Черной

,

Т

.

П

.

Ярошенко

и

так

да

-

лее

.

Большое

количество

научных

публикаций

свиде

-

тельствует

о

значимости

и

актуальности

выбранной

темы

исследования

.

Вместе

с

тем

существуют

ряд

проблем

,

связанных

с

бюджетированием

,

которые

требуют

дальнейших

исследований

и

разработок

со

стороны

научного

сообщества

.

В

частности

,

необхо

-

димо

исследовать

и

дополнить

систему

бюджетиро

-

вания

новыми

инструментами

,

позволяющими

эф

-

фектно

управлять

государственными ресурсами

.

В

научных

изысканиях

,

посвященных

государ

-

ственным

финансам

,

представлены

различные

аль

-

тернативные

подходы

к

структурированию

и

разде

-

лению

инструментов

бюджетирования

.

Например

,

специалисты

Института

экономики

Д

.

В

.

Жигалов

,

Л

.

В

.

Перцов

и Ю

.

Ю

.

Чалая

подразделяют

инструмен

-

ты

БОР

на

две

группы

: 1)

инструменты

целеполага

-

ния

и

планирования

,

основанные

на

использовании

программно

-

целевого

метода

управления

, –

долго

-

срочные

и

ведомственные

целевые

программы

,

док

-

лады

о

результатах

и

основных

направлениях

дея

-

тельности

главных

распорядителей

бюджетных

средств

; 2)

инструменты

реализации

установленных

целей

и

задач

реестр

государственных

(

муници

-

пальных

)

услуг

(

работ

),

стандарты

качества

услуг

,

оценка

потребности

в

услугах

,

оценка

стоимости

ус

-

луг

,

государственное

(

муниципальное

)

задание

на

оказание

услуг

(

выполнение

работ

) [1].

Указанная

классификация

,

несомненно

,

полезна

в

области

бюд

-

жетирования

,

однако

с

учетом

изменений

бюджетно

-

го

законодательства

она

требует

уточнения

и

конкре

-

тизации

.

К

.

э

.

н

.,

доцент

кафедры

финансов

,

денежного

обращения

и

кредита

Государственного

университета

управления

М

.

Б

.

Траченко

провела

сравнительный

анализ

инструментов

корпоративных

систем

бюд

-

жетного

управления

и

бюджетирования

,

ориентиро

-

ванного

на

результат

.

В

ходе

исследования

автор

вы

-

деляет

следующие

инструменты

бюджетирования

,

ориентированного

на

результат

:

государственное

(

муниципальное

)

задание

,

реестр

государственных

(

муниципальных

)

услуг

,

стандарт

(

паспорт

)

государ

-

ственных

(

муниципальных

)

услуг

,

распределение

предельных

объемов

на

оказание

государственных

(

муниципальных

)

услуг

,

обоснование

бюджетных

ассигнований

,

реестр

расходных

обязательств

,

ведом

-

ственные

и

долгосрочные

целевые

программы

,

док

-

лад

о

результатах

и

основных

направлениях

деятель

-

ности

главных

распорядителей

бюджетных

средств

(

распорядителей

бюджетных

средств

) [4].

В

предла

-

гаемой

классификации

не

учтены

требования

приказа

817

от

26.12.12

по

проведению

анализа

риска

при

реализации

государственных программ

.

А

.

С

.

Чулков

в

своем

диссертационном

иссле

-

довании

дополнил

группу

инструментов

«

оценкой

эффективности

предоставления

муниципальных

ус

-

луг

» [5],

а

также

проиллюстрировал

взаимосвязь

ос

-

новных

инструментов

бюджетирования

(

рис

. 1).

К

В