

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
72
политику
.
При
такой
политике
причиной
спада
эко
-
номики
является
уже
не
девальвация
,
а
закручивание
финансовых
гаек
в
условиях
девальвационного шока
.
Когда
мы
говорим
об
экономическом
кризисе
,
мы
должны
проводить
четкую
грань
между
вирту
-
альным
миром
(
это
,
прежде
всего
,
финансовый
сек
-
тор
)
и
реальным
миром
(
это
,
прежде
всего
сектор
ус
-
луг
и
сектор
обрабатывающей
промышленности
).
Сегодня
рубль
оказался
самой
недооцененной
валю
-
той
и
огромная
волатильность
рубля
никак
не
связана
с
фундаментальными
факторами
.
Это
чисто
спекуля
-
тивная
игра
,
которая
привела
в
хаотическое
состоя
-
ние
наш
финансовый
рынок
.
Она
манипулируется
финансовыми
спекулянтами
,
которые
имеют
неогра
-
ниченную
кредитную
подпитку
со
стороны
мировых
финансовых
центров
.
В
ситуации
,
которая
складыва
-
лась
на
российском
рынке
весь
предыдущий
период
,
мы
фактически
перевели
нашу
денежную
систему
на
внешнее
финансирование
из
-
за
высоких
денежных
ставок
,
которые
уже
длительное
время
у нас
на
рынке
намного
выше
мировых
.
Все
платежеспособные
за
-
емщики
уходили
заграницу
,
там
кредитовались
,
и
в
итоге
2/3
денежной
базы
сегодня
сформированы
под
иностранные
источники
.
При
этом
параллельно
росту
внешнего
долга
шла
утечка
капитала
.
В
той
мере
,
в
которой
набирался
внешний
долг
,
в
этой
мере
увели
-
чивался
кумулятивный
вывоз
капитала
.
Мы
ежегодно
теряем
примерно
50-60
млрд
.
долларов
,
которые
рас
-
творяются
,
а
остальные
50
млрд
.
из
120-140,
которые
мы
теряем
каждый
год
,
возвращаются
в
страну
,
про
-
ходя
через
офшорный
фильтр
фактически
из
ино
-
странной
юрисдикции
,
вызывая
у
нас
иллюзию
при
-
тока иностранных инвестиций
.
В
результате
такого не
эквивалентного
обмена
мы
уже
давно
финансируем
окружающий
мир
,
и
поток
денег
,
которые
уходят
за
-
границу
в
оплату
на
85%
псевдоиностранных
инве
-
стиций
уже
давно превышает приток денег извне
.
Российская
академия
наук
предлагает
перейти
к
системе
целевого
кредитования
экономики
,
гибкой
системе
предоставления
реальному
сектору
кредита
с
обязательным
условием
жесткого
контроля
за
их
це
-
левым
использованием
.
Для
перехода
российской
экономике
к
экономическому
росту
,
необходимо
уве
-
личивать
норму
накопления
как
минимум
в
два
раза
.
Единственным
источником
для
этого
по
междуна
-
родному
опыту
является
расширение
внутреннего
кредита
.
В
целях
преодоления
кризисных
тенденции
2014
года
Правительством
РФ
утверждено
распоря
-
жение
от
27.01.2015
№
98-
р
«
План
первоочередных
мероприятий
по
обеспечению
устойчивого
развития
экономики
и
социальной
стабильности
в
2015
году
».
Антикризисный
план Правительства
РФ
основывался
на
тех
же
принципах
,
что
и
программа
2008-2009
гг
.
Но
экономический
спад
2008-2009
года
Россия
так
и
не
преодолела
.
Не
восстановлены
докризисные
инве
-
стиции
,
так
что
в
новый
кризис
мы
вошли
не
спра
-
вившись
с последствиями предыдущего
(
табл
.1).
Таблица
1
Динамика ВВП
,
промышленного производства
,
производства продукции
сельского
хозяйства и инвестиций
в
2007-2014
гг
.
* -
данные
за
3
квартал
; ** -
за
11
мес
. 2014
года
; *** -
ноябрь к ноябрю
.
В
2015
году
Правительство
расценило
проис
-
ходящее
как
финансовый
кризис
,
декларируя
:
кризис
неизбежен
,
он
продлится
от
полугода
до
двух
лет
–
ровно
столько
,
сколько
продержится
низкая
цена
на
нефть
, –
и
его
надо
просто
тихо
переждать
.
В
этой
связи фактически
предлагалась
программа
«
примире
-
ния
с
кризисом
»:
дожидаться
повышения
цены
на
нефть
.
Если
суммировать
все
антикризисные
меры
,
принятые
в
2015
году
,
то
объем
их
финансирования
составит
1
трлн
. 950
млрд
.
рублей
.
Из
этих
денег
бан
-
кам
предоставляется
1
трлн
. 665
млрд
.
рублей
или
85
%.
Стимулирование
высокотехнологичного
экспорта