Table of Contents Table of Contents
Previous Page  56 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 56 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

55

взглядов

и

цели

всех

или

,

по

крайней мере

,

большин

-

ства

участников производства

"[2].

В

качестве

реакцией

на

происходящие

измене

-

ния

в

менеджменте

возникли

теории

,

пытающиеся

соединить

планирование

и

деятельность

в

условиях

неопределенности

,

положения

классического

управ

-

ления

с

идеями

самоуправления

.

Новой

философией

менеджмента

становятся

органический

подход

рас

-

сматривающий

предприятие

как

живой

организм

,

постоянно

обновляющийся

и

адаптирующийся

к

ме

-

няющейся

внешней

среде

.

Рядом

авторов

современ

-

ный

процесс

управления

представляется

чем

-

то

вроде

«

балансирования

между

порядком

и

хаосом

»,

джазо

-

вой

импровизацией

в

области

управления

.

Если

тра

-

диционный

менеджмент

сосредотачивал

свое

внима

-

ние

на

анализе

,

предсказании

,

управлении

,

то

новая

управленческая

наука

переносит

акценты

на

способ

-

ности

к

адаптации

,

импровизации

,

координации

.

Управление

из

отработанной

за

годы

промышленной

революции

технологии

все

больше

и

больше

превра

-

щается

в

искусство

решения

оригинальных

творче

-

ских

задач

.

Восприятие

менеджмента

как

искусства

и

ра

-

нее

существовало

в

теории

управления

.

В

Оксфорд

-

ском

словаре

английского

языка

менеджмент

опреде

-

ляется

как

способ

,

манера

обращения

с

людьми

,

власть

и

искусство

управления

,

особого

рода

умения

и

административные

навыки

.

Взгляд

на

менеджмент

как

сочетание

науки

и

искусства

присутствует

в

рабо

-

тах

многих

зарубежных

и

российских

исследователей

[1, 2, 7, 9].

Вот

,

например

,

как определяет менеджмент

А

.

И

.

Орлов

: «

Менеджмент

это

не

только

наука

,

но

и

искусство

управления

.

Управленческая

наука

дает

скорее

общие

ориентиры

,

чем

конкретные

инструк

-

ции

на

каждый

конкретный

акт

управления

.

Реальное

управление

,

особенно

оперативное

скорее

искусст

-

во

,

чем наука

» [10].

Тезис

о

сочетании

в

менеджменте

элементов

науки

и

искусства

вряд

ли

нуждается

в

дополнитель

-

ных

доказательствах

.

Действительно

,

управленческая

деятельность

это

не

только

применение

профессио

-

нальных

знаний

и

опыта

,

но

и

,

во многом

,

творческий

процесс

,

основанный

на

интуитивном

понимании

сущности

происходящих

явлений

,

реализации

при

-

родных

способностей

,

таланта

управленца

.

Формула

менеджмента

может

быть

представлена

в

следующем

виде

:

МЕНЕДЖМЕНТ

=

Наука

+

Искусство

.

Вопрос

заключается

в

том

,

в

каком

соотноше

-

нии

между

собой

находятся

составляющие

правой

части

данного

уравнения

.

На

заре менеджмента

,

когда

его

основные

положения

только

формировались

,

управление

,

несомненно

,

являлось

искусством

.

По

мере

накопления

управленческих

знаний

и

опыта

,

менеджмент

стал

превращаться

в

науку

,

а

затем

в

технологию

управления

.

Под

технологией

понимает

-

ся

совокупность

знаний

и

навыков

(

методов

,

прие

-

мов

),

используемых

в

управленческой

деятельности

,

для

достижения

поставленных

задач

с

оптимальными

затратами

.

Искусство

в

научном

менеджменте

стало

играть

подчиненную

,

второстепенную

роль

.

Наконец

,

по

мере

возрастания

сложности

и

оригинальности

управленческих

задач

управление

снова

стало

все

больше

и

больше

приближаться

к

искусству

.

Круг

замкнулся

,

управление

начиналось

как

искусство

и

вновь

превратилось

в искусство

.

Означает

ли

сказанное

,

что

сегодня

мы

имеем

дело

с

«

закатом

»

традиционного

менеджмента

?

По

всей

вероятности

,

да

.

Несмотря на

все

еще

достаточно

сильные

позиции

рационально

-

технологической

па

-

радигмы

,

общая

философия

менеджмента

принципи

-

ально

меняется

.

Проблема

творческого

импровизаци

-

онного

подхода

,

становится

мейнстримом

современ

-

ного

управления

.

Конечно

,

можно

по

-

прежнему

назы

-

вать

это

менеджментом

,

а

людей

,

профессионально

занимающихся

этой

деятельностью

-

менеджерами

,

но

необходимо

понимать

,

что мы

имеем

дело

совсем

с

иными

явлениями

,

основанными

на

других методоло

-

гических принципах

.

Проделанный

выше

анализ

имеет

важное

при

-

кладное

значение

для

российского

управления

.

Не

-

смотря

на

продолжающийся

на

протяжении

всех

постперестроечных

лет

бум

в

подготовке

экономи

-

стов

,

юристов

,

менеджеров

,

в

стране

хронически

не

хватает

хороших

управленцев

.

Попытки

создать

по

западному

образцу

новую

управленческую

элиту

не

принесли

должного

результата

.

Основная

причина

,

на

наш

взгляд

,

заключается

в

неверной

ориентации

су

-

ществующей

системы

подготовки

.

Заточенная

на

ус

-

таревшую

западную

модель

школа

российского

ме

-

неджмента

пытается

учить

технологиям

управления

,

возникшим

много

лет

назад

в

условиях

развивающе

-

гося

индустриального

производства

.

Однако

данная

модель

не

соответствует

сути

российского

общест

-

ва

,

не

соответствовала

эпохе

90

годов

,

когда

в

нашу

жизнь

начал

внедряться

менеджмент

,

не

соответству

-

ет

сегодня

и

,

наверное

,

не

будет

соответствовать

никогда

.

Попытки

привить

«

вчерашний

»

западный

опыт

обречены

на

провал

,

неслучайно

в

нашем

обще

-

стве

появился

уничижительный

термин

«

эффектив

-

ные менеджеры

».

В

России

отсутствуют

подходящие

условия

для

развития

менеджмента

:

нет

стабильной

экономи

-

ческой

и

политической

ситуации

,

нет

соответствую

-

щих

западному

обществу

традиций

,

а

,

самое

главное

,

у

россиян

иной

менталитет

,

иная

управленческая

культура

.

Исторический

опыт

,

в

том

числе

советского

периода

,

показывает

,

что

российское

управление

все

-

гда

было

сродни

творчеству

как

по

дерзости

и

мас

-

штабу

постановки

задач

,

так

и

по

методам

их

реше

-

ния

.

Российские

управленцы

вынуждены

действовать

в

условиях

повышенного

риска

,

непостоянства

внеш

-

ней

среды

,

политической

конъюнктуры

.

Неопреде

-

ленность

,

с

которой

Запад

столкнулся

в

21

веке

,

в

России

существует

всегда

,

часто

вообще

гранича

с

хаосом

.

Учитывая

сказанное

,

современное

российское

общество

нуждается

не

в

менеджменте

,

а

в

новой

модели

управления

,

объединяющей

отечественные

традиции

и

лучшие

современные мировые

наработки

.

При

этом

упор

необходимо

делать

на

опыт

Японии

,