Table of Contents Table of Contents
Previous Page  54 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 54 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

53

УДК

316.25 ©

Ю

.

Л

.

Муравьев

Ю

.

Л

.

Муравьев

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

:

ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ИСКУССТВО

В

статье

анализируется

эволюция

содержание

понятия

«

менеджмент

».

Автор

считает

,

что

в

со

-

временных

условиях

управление

утрачивает

свою

технологическую

сущность

,

превращаясь

в

искусство

решения

оригинальных

творческих

задач

.

Учитывая

данные

тенденции

,

российская

управленческая

наука

должна

сформировать модель

управления

,

основанную на

отечественных

управленческих традициях

.

Ключевые

слова

:

управление

,

менеджмент

,

наука

,

технология

,

искусство

,

эволюция

,

рациональ

-

ность

,

творчество

,

импровизация

,

модель

управления

.

онятия

«

менеджмент

», «

менеджер

»

широко

используется

в

российской

нау

-

ке

и

практике

,

вытесняя

более

традици

-

онные

для

русского

языка

«

руково

-

дство

», «

управление

», «

руководитель

».

Активное

вторжение

данного

англоязычного

термина

произош

-

ло

в

девяностые

годы

двадцатого

века

при

переходе

российской

экономики

на

рыночные

принципы

управления

.

Сегодня

данное

понятие

прочно

закре

-

пилось

в

научном

и

бытовом

обороте

,

включено

в

квалификационный

справочник

должностей

,

подго

-

товкой

менеджеров

занимается

около

четырех

сотен

российских

высших

учебных

заведений

.

По

подсче

-

там

исследователей

в

российской

литературе

суще

-

ствует

более

200

определений

менеджмента

,

боль

-

шинство

из

которых

сходятся

на

том

,

что

менедж

-

мент

представляет

собой

особый

тип

управления

,

обладающий

следующими характерными чертами

:

1.

менеджмент

это

система

взаимоувязанных

действий

,

принципов

,

подходов

;

2.

менеджмент

осуществляется

в

условиях

ры

-

ночной

экономики

;

3.

менеджмент

подразумевает

свободу

приня

-

тия

управленческого

решения

,

основанную

на

хозяй

-

ственной

самостоятельности предприятия

;

4.

менеджмент

ставит

своей

целью

извлечение

коммерческой прибыли

;

5.

менеджмент

-

это

управление

в

рамках

од

-

ной

конкретной организации

;

6.

менеджмент

осуществляется

наемными

про

-

фессиональными

управленцами

. [3, 4, 5, 6, 13, 16].

На

первый

взгляд

приведенный

набор

сущно

-

стных

характеристик

менеджмента

может

показаться

исчерпывающим

.

Однако

при

более

вдумчивом

об

-

ращении

к

понятию

«

менеджмент

»

выясняется

,

что

все

не

так

однозначно

.

С

одной

стороны

,

как

любое

живое

понятие

категория

«

менеджмент

»

изменяется

под

воздействием

происходящих

общественных

пе

-

ремен

.

С

другой

,

очевидна

определенная

неадек

-

ватность

данного

понятия

по

отношению

к

россий

-

ской

практике

.

Управленческая

деятельность

,

осуще

-

ствляемая

на

большинстве

российских

предприятиях

,

с

большими

натяжками

может

называться

менедж

-

ментом

и

дело

не

только

в

низкой

квалификации

рос

-

сийских

управленцев

,

не

совпадает

сам

смысл

данно

-

го

понятия

с

сутью

происходящих

управленческих

процессов

.

Необходимость

уточнения

содержания

понятия

«

менеджмент

»,

на

наш

взгляд

,

является

весьма

акту

-

альной

.

Не

разобравшись

с

этой

задачей

,

не

понять

многих

современных

проблем

менеджмента

,

не

опре

-

делить

правильное

направление

и

содержание

подго

-

товки

современных

управленческих

кадров

.

Решение

проблемы

,

или

хотя

бы

ее

правильная

постановка

чрезвычайно

важна

как

для

преподавателей

и

студен

-

тов

,

задействованных

в

процессе

подготовки

специа

-

листов

в

области

менеджмента

,

так

и

руководителей

предприятий

,

на

практике

осуществляющих

функции

российского менеджмента

.

Обратимся

к

истокам

теории менеджмента

.

Из

-

начально

термин

«

менеджмент

»

появился

в

США

,

в

1886

году

,

когда

президента

Эйле

энд

Таун

Мани

-

фактуринг

Генри

Р

.

Таун

предпринял

попытку

при

-

вести

в

систему

имеющиеся

знания

в

сфере

управле

-

ния

производством

.

Настоящую

популярность

термин

«

менеджмент

»

получил

после

публикации

в

1911

году

книги

Фредерика У

.

Тейлора

«

Принципы

науч

-

ного

управления

».

Данная

работа

положила

начало

менеджменту

как

науке

об

управлении

.

Сущность

научного

управления

(

менеджмента

),

в понимании Ф

.

Тейлора

,

сводилась

к

рационализации

производствен

-

ной

деятельности

за

счет

внедрения

в

нее

принципов

регламентации

и

контроля

,

отделения

управленче

-

ской

деятельность

от

исполнительной

,

планирования

,

отбора

и

обучения

персонала

,

материального

стиму

-

лирования

работников

[15].

Дальнейшее

развитие

менеджмента

связано

с

продолжателями

школы

научного

управления

Ф

.

и

Л

.

Гилбрет

,

Г

.

Ганттом

,

доказавшими

,

что

благодаря

внедрению

методов

рационализации

(

совершенство

-

вание

трудовых

операции

,

хронометраж

,

подбор

ин

-

струмента

,

графики

планирования

трудовых

заданий

)

можно

существенно

повысить

эффективность

труда

.

Наиболее

полно

суть

классической

школы

менеджмента

получила

отражение

в

знаменитых

14

принципах

французского

инженера

А

.

Файоля

:

разде

-

ление

труда

,

власть

и

ответственность

,

дисциплина

,

единоначалие

,

единство

целей

и

руководства

,

подчи

-

нение

личных

интересов

общим

,

вознаграждение

пер

-

сонала

,

соотношение

централизации

и

децентрализа

-

ции

,

иерархия

,

порядок

,

справедливость

,

стабиль

-

ность

,

инициатива

,

корпоративный дух

.

Файоль

же

впервые

сформулировал

основные

управленческие

функции

,

выражающие

суть

западной

системы

управ

-

ления

: "

Управлять

-

это

значит

предвидеть

,

планиро

-

П