

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
53
УДК
316.25 ©
Ю
.
Л
.
Муравьев
Ю
.
Л
.
Муравьев
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
:
ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ИСКУССТВО
В
статье
анализируется
эволюция
содержание
понятия
«
менеджмент
».
Автор
считает
,
что
в
со
-
временных
условиях
управление
утрачивает
свою
технологическую
сущность
,
превращаясь
в
искусство
решения
оригинальных
творческих
задач
.
Учитывая
данные
тенденции
,
российская
управленческая
наука
должна
сформировать модель
управления
,
основанную на
отечественных
управленческих традициях
.
Ключевые
слова
:
управление
,
менеджмент
,
наука
,
технология
,
искусство
,
эволюция
,
рациональ
-
ность
,
творчество
,
импровизация
,
модель
управления
.
онятия
«
менеджмент
», «
менеджер
»
широко
используется
в
российской
нау
-
ке
и
практике
,
вытесняя
более
традици
-
онные
для
русского
языка
«
руково
-
дство
», «
управление
», «
руководитель
».
Активное
вторжение
данного
англоязычного
термина
произош
-
ло
в
девяностые
годы
двадцатого
века
при
переходе
российской
экономики
на
рыночные
принципы
управления
.
Сегодня
данное
понятие
прочно
закре
-
пилось
в
научном
и
бытовом
обороте
,
включено
в
квалификационный
справочник
должностей
,
подго
-
товкой
менеджеров
занимается
около
четырех
сотен
российских
высших
учебных
заведений
.
По
подсче
-
там
исследователей
в
российской
литературе
суще
-
ствует
более
200
определений
менеджмента
,
боль
-
шинство
из
которых
сходятся
на
том
,
что
менедж
-
мент
представляет
собой
особый
тип
управления
,
обладающий
следующими характерными чертами
:
1.
менеджмент
–
это
система
взаимоувязанных
действий
,
принципов
,
подходов
;
2.
менеджмент
осуществляется
в
условиях
ры
-
ночной
экономики
;
3.
менеджмент
подразумевает
свободу
приня
-
тия
управленческого
решения
,
основанную
на
хозяй
-
ственной
самостоятельности предприятия
;
4.
менеджмент
ставит
своей
целью
извлечение
коммерческой прибыли
;
5.
менеджмент
-
это
управление
в
рамках
од
-
ной
конкретной организации
;
6.
менеджмент
осуществляется
наемными
про
-
фессиональными
управленцами
. [3, 4, 5, 6, 13, 16].
На
первый
взгляд
приведенный
набор
сущно
-
стных
характеристик
менеджмента
может
показаться
исчерпывающим
.
Однако
при
более
вдумчивом
об
-
ращении
к
понятию
«
менеджмент
»
выясняется
,
что
все
не
так
однозначно
.
С
одной
стороны
,
как
любое
живое
понятие
категория
«
менеджмент
»
изменяется
под
воздействием
происходящих
общественных
пе
-
ремен
.
С
другой
,
очевидна
определенная
неадек
-
ватность
данного
понятия
по
отношению
к
россий
-
ской
практике
.
Управленческая
деятельность
,
осуще
-
ствляемая
на
большинстве
российских
предприятиях
,
с
большими
натяжками
может
называться
менедж
-
ментом
и
дело
не
только
в
низкой
квалификации
рос
-
сийских
управленцев
,
не
совпадает
сам
смысл
данно
-
го
понятия
с
сутью
происходящих
управленческих
процессов
.
Необходимость
уточнения
содержания
понятия
«
менеджмент
»,
на
наш
взгляд
,
является
весьма
акту
-
альной
.
Не
разобравшись
с
этой
задачей
,
не
понять
многих
современных
проблем
менеджмента
,
не
опре
-
делить
правильное
направление
и
содержание
подго
-
товки
современных
управленческих
кадров
.
Решение
проблемы
,
или
хотя
бы
ее
правильная
постановка
чрезвычайно
важна
как
для
преподавателей
и
студен
-
тов
,
задействованных
в
процессе
подготовки
специа
-
листов
в
области
менеджмента
,
так
и
руководителей
предприятий
,
на
практике
осуществляющих
функции
российского менеджмента
.
Обратимся
к
истокам
теории менеджмента
.
Из
-
начально
термин
«
менеджмент
»
появился
в
США
,
в
1886
году
,
когда
президента
“
Эйле
энд
Таун
Мани
-
фактуринг
Генри
Р
.
Таун
предпринял
попытку
при
-
вести
в
систему
имеющиеся
знания
в
сфере
управле
-
ния
производством
.
Настоящую
популярность
термин
«
менеджмент
»
получил
после
публикации
в
1911
году
книги
Фредерика У
.
Тейлора
«
Принципы
науч
-
ного
управления
».
Данная
работа
положила
начало
менеджменту
как
науке
об
управлении
.
Сущность
научного
управления
(
менеджмента
),
в понимании Ф
.
Тейлора
,
сводилась
к
рационализации
производствен
-
ной
деятельности
за
счет
внедрения
в
нее
принципов
регламентации
и
контроля
,
отделения
управленче
-
ской
деятельность
от
исполнительной
,
планирования
,
отбора
и
обучения
персонала
,
материального
стиму
-
лирования
работников
[15].
Дальнейшее
развитие
менеджмента
связано
с
продолжателями
школы
научного
управления
Ф
.
и
Л
.
Гилбрет
,
Г
.
Ганттом
,
доказавшими
,
что
благодаря
внедрению
методов
рационализации
(
совершенство
-
вание
трудовых
операции
,
хронометраж
,
подбор
ин
-
струмента
,
графики
планирования
трудовых
заданий
)
можно
существенно
повысить
эффективность
труда
.
Наиболее
полно
суть
классической
школы
менеджмента
получила
отражение
в
знаменитых
14
принципах
французского
инженера
А
.
Файоля
:
разде
-
ление
труда
,
власть
и
ответственность
,
дисциплина
,
единоначалие
,
единство
целей
и
руководства
,
подчи
-
нение
личных
интересов
общим
,
вознаграждение
пер
-
сонала
,
соотношение
централизации
и
децентрализа
-
ции
,
иерархия
,
порядок
,
справедливость
,
стабиль
-
ность
,
инициатива
,
корпоративный дух
.
Файоль
же
впервые
сформулировал
основные
управленческие
функции
,
выражающие
суть
западной
системы
управ
-
ления
: "
Управлять
-
это
значит
предвидеть
,
планиро
-
П