

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
54
вать
,
организовывать
,
распоряжаться
,
координировать
и
контролировать
" [17].
Суть
философии
классической
теории
управ
-
ления
можно
выразить
одним
словом
–
рационализм
.
Внутренней
причиной
формирования
теории
ме
-
неджмента
явилась
особенность ментальности
запад
-
ного
человека
,
склонного
к
рационализации
своего
поведения
,
стремлению
к
активной
преобразователь
-
ной
деятельности
на
основе
четкой
постановки
целей
и
продуманного
выбора
средств
их
достижения
.
Внешней причиной подстегнувшей
развитие
научного
управления
,
послужила
промышленная
революция
,
первоначально
охватившая
передовые
страны
Запада
и распространившаяся
в
20
веке по
всему миру
.
Появление
крупных
промышленных
предпри
-
ятий
,
использующих
машинное
производство
,
массо
-
вое
применение малоквалифицированного физическо
-
го
труда
,
потребовали
коренного
изменения
тради
-
ционной
системы
управления
.
Нарождающемуся
ин
-
дустриальному
обществу
потребовались
тысячи
управленцев
,
способных
организовать
производство
в
новых
условиях
.
Принципы
новой
системы
управле
-
ния
были
сформулированы
основателями
научной
школы
менеджмента
,
предпринимателям
оставалось
внедрять
и
развивать
их
в
практике
повседневного
управления
.
Отличительной
особенностью
данного
периода
стало
превращение
управления
в
технологию
,
вклю
-
чающую
в
себя
набор
стандартных
мероприятий
по
планированию
,
разделению
и
кооперации
труда
,
нор
-
мированию
,
стимулированию
,
обучению
рабочей
си
-
лы
,
организации
контроля
.
Схожие
экономические
и
социальные
условия
позволяли
во многом
алгоритми
-
зировать
управленческий
процесс
.
Менеджмент
пре
-
вратился
в
идеологию
,
а
профессия
менеджера
стала
массовой
профессией
индустриального
общества
.
В
западных
вузах и
колледжах
в
кратчайшие
сроки
была
налажена
подготовка
управленцев
на
базе
принципов
научной школы
.
Резюмируя
сказанное
,
можно
отметить
,
что
к
специфическим
чертами
менеджмента
в
его
класси
-
ческом
виде
следует
добавить
,
как
минимум
,
две
очень
важные
характеристики
:
1.
рационализация процесса
управления
;
2.
использование
в
управленческой
деятельно
-
сти
технологий
.
Справедливости
ради
стоит
сказать
,
что
в
неко
-
торых
из
определений
менеджмента
присутствуют
элементы
,
указывающие
на
его
рационально
-
технологическую
природу
.
Например
,
И
.
Н
.
Герчикова
,
определяя
менеджмент
,
подчеркивает
его
рациональ
-
ность
в
использовании
ресурсов
[5],
в
учебнике
О
.
А
.
Зайцевой
приводится
определение
менеджмента
как
процесса
оптимизации
человеческих
,
материальных
и
финансовых
ресурсов
[11].
Авторы Популярной
эко
-
номической
энциклопедии
[12]
представляют
ме
-
неджмент
как
совокупность
принципов
,
методов
,
средств
,
приемов
,
указывая
,
таким
образом
,
на
техно
-
логическую
сторону данного
явления
.
К
сожалению
,
указанные
аспекты менеджмента
слабо
отражены
в
российской
литературе
и
поэтому
остаются
плохо
осознанными
не
только
практиче
-
скими
управленцами
,
но
и
преподавателями
,
зани
-
мающимися
подготовкой
в
области
менеджмента
.
Суть
менеджмента
как
западной
рационально
-
техно
-
логической модели
управления
остается не понятой
.
В
последние
годы
под
напором
глобальных
из
-
менений
в
экономической
,
политической
,
культурной
жизни
общества
в
западной
теории
менеджмента
происходит
определенная
ревизия
классической
пара
-
дигмы
.
Бурное
развитие
науки
и
техники
,
революция
в
области
информационных
технологий
,
междуна
-
родные
спекуляции
в
финансово
-
кредитной
сфере
сделали
жизнь
сложной
и
мало
предсказуемой
.
Пла
-
номерная
деятельность
западного
общества
то
и
дело
нарушается
кризисами
и
катастрофами
,
не
случайно
классик
современного
менеджмента
П
.
Друкер
назвал
современную
постиндустриальную
эпоху
«
эпохой
без
закономерностей
».
В
сложившихся
условиях
традиционному
ме
-
неджменту
становится
все
сложнее
выполнять
тради
-
ционные
функции
по
прогнозу
,
планированию
,
кон
-
тролю
.
Привычные
технологии
в
области
организации
труда
:
нормирование
,
стимулирование
,
обучение
пер
-
сонала
не
дают
должного
эффекта
в
условиях
неоп
-
ределенности
.
Чтобы
быть
успешным
современному
менеджеру
из
технолога
,
каким
он
был
в
эпоху
инду
-
стриализма
,
приходится
превращаться
в
исследовате
-
ля
организации
,
находить
решения
,
адекватные
быст
-
ро
изменяющейся
среде
.
Неслучайно
,
к
традицион
-
ным
функциям
классического
менеджмента
сегодня
стали
добавляться
такие
составляющие
,
как
сбор
и
обработка
информации
,
налаживание
коммуникаций
,
вовлечение
персонала
в
процесс
принятия
решений
,
внедрение
инновационных
подходов
,
координация
,
корректировка
задач
,
разработка
собственных
кон
-
цепций
управления
[8, 14].
Питер Друкер
так
определяет
деятельность
ру
-
ководителя
,
управляющего
организациями
на
рубеже
XX
и
XXI
вв
.: «
У менеджера
две
специфические
зада
-
чи
. ….
Перед
менеджером
стоит
задача
создания
ис
-
тинного
целого
,
которое
есть
больше
,
чем
сумма
всех
его
частей
, -
производительной
организации
...
Вторая
специфическая
задача
менеджера
заключается
в
гар
-
монизации
каждого
своего
решения
и
действия
с
краткосрочными
и
долгосрочными
планами
предпри
-
ятия
» [7].
В
японской
профессиональной
литературе
сущность
и
роль
менеджмента
определяются
так
:
"
Рост
производительности
производства
достигается
в
первую
очередь
не
внедрением
передовых
техноло
-
гических
методов
,
хотя
они
,
несомненно
,
чрезвычай
-
но
важны
,
а
организацией менеджмента
.
Этим
терми
-
ном
именуется
координация
и
объединение
в
процес
-
се
производства
индивидуальных
усилий
и
создания
побудительных
мотивов
работников
,
которые
,
во
-
первых
,
стимулировали
бы
координацию
и
объедине
-
ние
и
,
во
-
вторых
,
способствовали
бы
сближению