Table of Contents Table of Contents
Previous Page  55 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 55 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

54

вать

,

организовывать

,

распоряжаться

,

координировать

и

контролировать

" [17].

Суть

философии

классической

теории

управ

-

ления

можно

выразить

одним

словом

рационализм

.

Внутренней

причиной

формирования

теории

ме

-

неджмента

явилась

особенность ментальности

запад

-

ного

человека

,

склонного

к

рационализации

своего

поведения

,

стремлению

к

активной

преобразователь

-

ной

деятельности

на

основе

четкой

постановки

целей

и

продуманного

выбора

средств

их

достижения

.

Внешней причиной подстегнувшей

развитие

научного

управления

,

послужила

промышленная

революция

,

первоначально

охватившая

передовые

страны

Запада

и распространившаяся

в

20

веке по

всему миру

.

Появление

крупных

промышленных

предпри

-

ятий

,

использующих

машинное

производство

,

массо

-

вое

применение малоквалифицированного физическо

-

го

труда

,

потребовали

коренного

изменения

тради

-

ционной

системы

управления

.

Нарождающемуся

ин

-

дустриальному

обществу

потребовались

тысячи

управленцев

,

способных

организовать

производство

в

новых

условиях

.

Принципы

новой

системы

управле

-

ния

были

сформулированы

основателями

научной

школы

менеджмента

,

предпринимателям

оставалось

внедрять

и

развивать

их

в

практике

повседневного

управления

.

Отличительной

особенностью

данного

периода

стало

превращение

управления

в

технологию

,

вклю

-

чающую

в

себя

набор

стандартных

мероприятий

по

планированию

,

разделению

и

кооперации

труда

,

нор

-

мированию

,

стимулированию

,

обучению

рабочей

си

-

лы

,

организации

контроля

.

Схожие

экономические

и

социальные

условия

позволяли

во многом

алгоритми

-

зировать

управленческий

процесс

.

Менеджмент

пре

-

вратился

в

идеологию

,

а

профессия

менеджера

стала

массовой

профессией

индустриального

общества

.

В

западных

вузах и

колледжах

в

кратчайшие

сроки

была

налажена

подготовка

управленцев

на

базе

принципов

научной школы

.

Резюмируя

сказанное

,

можно

отметить

,

что

к

специфическим

чертами

менеджмента

в

его

класси

-

ческом

виде

следует

добавить

,

как

минимум

,

две

очень

важные

характеристики

:

1.

рационализация процесса

управления

;

2.

использование

в

управленческой

деятельно

-

сти

технологий

.

Справедливости

ради

стоит

сказать

,

что

в

неко

-

торых

из

определений

менеджмента

присутствуют

элементы

,

указывающие

на

его

рационально

-

технологическую

природу

.

Например

,

И

.

Н

.

Герчикова

,

определяя

менеджмент

,

подчеркивает

его

рациональ

-

ность

в

использовании

ресурсов

[5],

в

учебнике

О

.

А

.

Зайцевой

приводится

определение

менеджмента

как

процесса

оптимизации

человеческих

,

материальных

и

финансовых

ресурсов

[11].

Авторы Популярной

эко

-

номической

энциклопедии

[12]

представляют

ме

-

неджмент

как

совокупность

принципов

,

методов

,

средств

,

приемов

,

указывая

,

таким

образом

,

на

техно

-

логическую

сторону данного

явления

.

К

сожалению

,

указанные

аспекты менеджмента

слабо

отражены

в

российской

литературе

и

поэтому

остаются

плохо

осознанными

не

только

практиче

-

скими

управленцами

,

но

и

преподавателями

,

зани

-

мающимися

подготовкой

в

области

менеджмента

.

Суть

менеджмента

как

западной

рационально

-

техно

-

логической модели

управления

остается не понятой

.

В

последние

годы

под

напором

глобальных

из

-

менений

в

экономической

,

политической

,

культурной

жизни

общества

в

западной

теории

менеджмента

происходит

определенная

ревизия

классической

пара

-

дигмы

.

Бурное

развитие

науки

и

техники

,

революция

в

области

информационных

технологий

,

междуна

-

родные

спекуляции

в

финансово

-

кредитной

сфере

сделали

жизнь

сложной

и

мало

предсказуемой

.

Пла

-

номерная

деятельность

западного

общества

то

и

дело

нарушается

кризисами

и

катастрофами

,

не

случайно

классик

современного

менеджмента

П

.

Друкер

назвал

современную

постиндустриальную

эпоху

«

эпохой

без

закономерностей

».

В

сложившихся

условиях

традиционному

ме

-

неджменту

становится

все

сложнее

выполнять

тради

-

ционные

функции

по

прогнозу

,

планированию

,

кон

-

тролю

.

Привычные

технологии

в

области

организации

труда

:

нормирование

,

стимулирование

,

обучение

пер

-

сонала

не

дают

должного

эффекта

в

условиях

неоп

-

ределенности

.

Чтобы

быть

успешным

современному

менеджеру

из

технолога

,

каким

он

был

в

эпоху

инду

-

стриализма

,

приходится

превращаться

в

исследовате

-

ля

организации

,

находить

решения

,

адекватные

быст

-

ро

изменяющейся

среде

.

Неслучайно

,

к

традицион

-

ным

функциям

классического

менеджмента

сегодня

стали

добавляться

такие

составляющие

,

как

сбор

и

обработка

информации

,

налаживание

коммуникаций

,

вовлечение

персонала

в

процесс

принятия

решений

,

внедрение

инновационных

подходов

,

координация

,

корректировка

задач

,

разработка

собственных

кон

-

цепций

управления

[8, 14].

Питер Друкер

так

определяет

деятельность

ру

-

ководителя

,

управляющего

организациями

на

рубеже

XX

и

XXI

вв

.: «

У менеджера

две

специфические

зада

-

чи

. ….

Перед

менеджером

стоит

задача

создания

ис

-

тинного

целого

,

которое

есть

больше

,

чем

сумма

всех

его

частей

, -

производительной

организации

...

Вторая

специфическая

задача

менеджера

заключается

в

гар

-

монизации

каждого

своего

решения

и

действия

с

краткосрочными

и

долгосрочными

планами

предпри

-

ятия

» [7].

В

японской

профессиональной

литературе

сущность

и

роль

менеджмента

определяются

так

:

"

Рост

производительности

производства

достигается

в

первую

очередь

не

внедрением

передовых

техноло

-

гических

методов

,

хотя

они

,

несомненно

,

чрезвычай

-

но

важны

,

а

организацией менеджмента

.

Этим

терми

-

ном

именуется

координация

и

объединение

в

процес

-

се

производства

индивидуальных

усилий

и

создания

побудительных

мотивов

работников

,

которые

,

во

-

первых

,

стимулировали

бы

координацию

и

объедине

-

ние

и

,

во

-

вторых

,

способствовали

бы

сближению