___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
96
УДК
378.147
ББК
74.58 ©
А
.
И
.
Одинец
,
Л
.
Д
.
Федорова
А
.
И
.
Одинец
,
Л
.
Д
.
Федорова
АНАЛИЗ ЛАБОРАБОРНЫХ РАБОТ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
«
ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
»
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Целью
работы
является
представлениеспецифики
проведения
занятий
по
дисциплинам
,
связанных
с
изучением
цифрового телевидения
в Омском
государственном техническом
университете
.
В
статье
рассмотрены
основные
компетенции
будущих
специалистов
:
способность
использования
на
практике
умения
и
навыки
в
организации
научных
,
исследовательских
,
проектных
работ
;
способность
понимать
основные
приемы
в
области
радиотехники
,
выбирать методы
и
средства
их
решения
;
способность
к
профессиональной
эксплуатации
современного
оборудования
и
приборов
;
способность
к
организации
и
проведению
экспериментальных
исследований
с
применением
современных
средств
и методов
.
В
качестве
примера
рассмотрены
несколько
виртуальных
лабораторных
работ
.
Одной
из
основных
выделена
рандомизация
пакетов
транспортного
потока
,
которая
выполняется
с
использованием
компьютерной
модели
.
Исследование
процессов
многопозиционной
модуляции
в
цифровом
телевидении
на
примере
метода
16-QAM
дает
возможность
студентам
понять
,
как
происходит
увеличение
скорости
передачи информации
.
Изучение
способов
помехоустойчивого
кодирования
рассмотрено
на
примерах моделирования
процессов
внутреннего
кодирования
,
а
также
на
исследовании
кода
Рида
-
Соломона
при
кодировании
/
декодировании
изображений
при
наличии
в
канале
связи
ошибок
.
Студентам
предлагается
изучить
методы
помехоустойчивого
кодирования
информации
,
установив
начальные
параметры
кодера
,
выполнить
операцию
кодирование
/
декодирование
изображения
для
нескольких
вариантов
внесенных
ошибок
,
а
также
определить
максимальное
количество ошибок
,
при
которых
восстановление
сообщения
невозможно
.
Таким
образом
,
предложенная
методика
выполнения
лабораторных
работ
и
практических
занятий
показывает
повышенный
интерес
студентов
к
решению
поставленных
задач
,
что
способствует
расширению
спектра
профессиональных
компетенций
в
области
цифрового
телевидения
будущего
выпускника
вуза
по
направлению
«
Радиотехника
».
Ключевые
слова
:
цифровое
телевидение
,
рандоминизация
,
кодирование
,
сигнал
,
компетенции
,
радио
-
техника
,
виртуальные модели
,
цифровые фильтры
.
елевидение
–
наука
о
передаче
визуальной
информации
или
информации
о
них
при
помощи
электрических
сигналов
.
В
основе
телевизионной
передачи
и
воспроизведения
изображений
лежат
три
физических
процесса
:
преобразование
световой
энергии
,
исходящей
от
объекта
передачи
,
в
электрические
сигналы
;
передача
и
прием
электрических
сигналов
;
преобразование
электрических
сигналов
в
световые
импульсы
,
воссоздающие
оптическое изображение
объекта
.
В
настоящее
время
аналоговое
телевизионное
вещание
постепенно
уступает
место
цифровому
телевидению
.
Применение
цифровых
методов
обработки
,
передачи
и
консервации
ТВ
сигналов
по
сравнению
с
аналоговыми
методами
дает
такие
преимущества
как
:
увеличение
помехоустойчивости
передачи
;
устранение
избыточности
в
ТВ
сигнале
обеспечивает
высокую
степень
сжатия
видеоинформации
,
что
позволяет
передавать
в
радиоканале
с
полосой
пропускания
8
МГц
до
десяти
программ
стандартной
четкости
;
хранение
ТВ
программ
может
быть
неограниченно
долгим
и
допускает многократное
обращение
к
записям
[1].
Содержание
образования
в
области
радиотехники
должно
способствовать
развитию
следующих
основных
компетенций
будущих
специалистов
:
способности
использования
на
практике
умения
и
навыки
в
организации
научных
,
исследовательских
,
проектных
работ
;
способности
понимать
основные
приемы
в
области
радиотехники
,
выбирать
методы
и
средства
их
решения
;
способности
к
профессиональной
эксплуатации
современного
оборудования
и
приборов
;
способности
проектировать
радиотехнические
устройства
,
приборы
,
системы
и
комплексы
с
учетом
заданных
требований
;
способности
к
организации
и
проведению
экспериментальных
исследований
с
применением
современных
средств и методов
.
Прогресс
в
цифровой
и
микропроцессорной
технике
обусловил широкое
использование
в
аппара
-
туре
связи
,
вычислительной
технике
и
других
облас
-
тях
радиоэлектроники
разнообразных
цифровых
уст
-
ройств
,
микроконтроллеров
и микропроцессоров
.
Для
современного
этапа
развития
цифровой
техники
ха
-
рактерным
является
то
,
что
на
практике
применяется
огромное
число
различных
технических
решений
и
чрезвычайно
разнообразна
элементная
база
цифровой
техники
.
Естественно
,
что
изучение
всех
схем
невоз
-
можно
и
нецелесообразно
.
Более
эффективным
ока
-
зывается
глубокое
рассмотрение
некоторых
наибо
-
лее
важных
узлов
цифровых
устройств
.
Отбор
этих
схем необходимо произвести
таким образом
,
чтобы дать
студентам
достаточные
знания
в
данной
области
техни
-
ки
,
позволяющие
им
самостоятельно
разбираться
в
лю
-
бой вновь появляющейся цифровой аппаратуре
.
В
учебном
плане
направления
11.03.01 «
Радио
-
техника
»
кафедры
«
Радиотехнические
устройства
и
Т