Table of Contents Table of Contents
Previous Page  97 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 97 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

96

УДК

378.147

ББК

74.58 ©

А

.

И

.

Одинец

,

Л

.

Д

.

Федорова

А

.

И

.

Одинец

,

Л

.

Д

.

Федорова

АНАЛИЗ ЛАБОРАБОРНЫХ РАБОТ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

«

ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

»

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Целью

работы

является

представлениеспецифики

проведения

занятий

по

дисциплинам

,

связанных

с

изучением

цифрового телевидения

в Омском

государственном техническом

университете

.

В

статье

рассмотрены

основные

компетенции

будущих

специалистов

:

способность

использования

на

практике

умения

и

навыки

в

организации

научных

,

исследовательских

,

проектных

работ

;

способность

понимать

основные

приемы

в

области

радиотехники

,

выбирать методы

и

средства

их

решения

;

способность

к

профессиональной

эксплуатации

современного

оборудования

и

приборов

;

способность

к

организации

и

проведению

экспериментальных

исследований

с

применением

современных

средств

и методов

.

В

качестве

примера

рассмотрены

несколько

виртуальных

лабораторных

работ

.

Одной

из

основных

выделена

рандомизация

пакетов

транспортного

потока

,

которая

выполняется

с

использованием

компьютерной

модели

.

Исследование

процессов

многопозиционной

модуляции

в

цифровом

телевидении

на

примере

метода

16-QAM

дает

возможность

студентам

понять

,

как

происходит

увеличение

скорости

передачи информации

.

Изучение

способов

помехоустойчивого

кодирования

рассмотрено

на

примерах моделирования

процессов

внутреннего

кодирования

,

а

также

на

исследовании

кода

Рида

-

Соломона

при

кодировании

/

декодировании

изображений

при

наличии

в

канале

связи

ошибок

.

Студентам

предлагается

изучить

методы

помехоустойчивого

кодирования

информации

,

установив

начальные

параметры

кодера

,

выполнить

операцию

кодирование

/

декодирование

изображения

для

нескольких

вариантов

внесенных

ошибок

,

а

также

определить

максимальное

количество ошибок

,

при

которых

восстановление

сообщения

невозможно

.

Таким

образом

,

предложенная

методика

выполнения

лабораторных

работ

и

практических

занятий

показывает

повышенный

интерес

студентов

к

решению

поставленных

задач

,

что

способствует

расширению

спектра

профессиональных

компетенций

в

области

цифрового

телевидения

будущего

выпускника

вуза

по

направлению

«

Радиотехника

».

Ключевые

слова

:

цифровое

телевидение

,

рандоминизация

,

кодирование

,

сигнал

,

компетенции

,

радио

-

техника

,

виртуальные модели

,

цифровые фильтры

.

елевидение

наука

о

передаче

визуальной

информации

или

информации

о

них

при

помощи

электрических

сигналов

.

В

основе

телевизионной

передачи

и

воспроизведения

изображений

лежат

три

физических

процесса

:

преобразование

световой

энергии

,

исходящей

от

объекта

передачи

,

в

электрические

сигналы

;

передача

и

прием

электрических

сигналов

;

преобразование

электрических

сигналов

в

световые

импульсы

,

воссоздающие

оптическое изображение

объекта

.

В

настоящее

время

аналоговое

телевизионное

вещание

постепенно

уступает

место

цифровому

телевидению

.

Применение

цифровых

методов

обработки

,

передачи

и

консервации

ТВ

сигналов

по

сравнению

с

аналоговыми

методами

дает

такие

преимущества

как

:

увеличение

помехоустойчивости

передачи

;

устранение

избыточности

в

ТВ

сигнале

обеспечивает

высокую

степень

сжатия

видеоинформации

,

что

позволяет

передавать

в

радиоканале

с

полосой

пропускания

8

МГц

до

десяти

программ

стандартной

четкости

;

хранение

ТВ

программ

может

быть

неограниченно

долгим

и

допускает многократное

обращение

к

записям

[1].

Содержание

образования

в

области

радиотехники

должно

способствовать

развитию

следующих

основных

компетенций

будущих

специалистов

:

способности

использования

на

практике

умения

и

навыки

в

организации

научных

,

исследовательских

,

проектных

работ

;

способности

понимать

основные

приемы

в

области

радиотехники

,

выбирать

методы

и

средства

их

решения

;

способности

к

профессиональной

эксплуатации

современного

оборудования

и

приборов

;

способности

проектировать

радиотехнические

устройства

,

приборы

,

системы

и

комплексы

с

учетом

заданных

требований

;

способности

к

организации

и

проведению

экспериментальных

исследований

с

применением

современных

средств и методов

.

Прогресс

в

цифровой

и

микропроцессорной

технике

обусловил широкое

использование

в

аппара

-

туре

связи

,

вычислительной

технике

и

других

облас

-

тях

радиоэлектроники

разнообразных

цифровых

уст

-

ройств

,

микроконтроллеров

и микропроцессоров

.

Для

современного

этапа

развития

цифровой

техники

ха

-

рактерным

является

то

,

что

на

практике

применяется

огромное

число

различных

технических

решений

и

чрезвычайно

разнообразна

элементная

база

цифровой

техники

.

Естественно

,

что

изучение

всех

схем

невоз

-

можно

и

нецелесообразно

.

Более

эффективным

ока

-

зывается

глубокое

рассмотрение

некоторых

наибо

-

лее

важных

узлов

цифровых

устройств

.

Отбор

этих

схем необходимо произвести

таким образом

,

чтобы дать

студентам

достаточные

знания

в

данной

области

техни

-

ки

,

позволяющие

им

самостоятельно

разбираться

в

лю

-

бой вновь появляющейся цифровой аппаратуре

.

В

учебном

плане

направления

11.03.01 «

Радио

-

техника

»

кафедры

«

Радиотехнические

устройства

и

Т