Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

10

шума

и

вибрации

с

уровнями

,

превышающими

предельно

допустимые

значения

,

работает

от

87

до

96%

работников

от

общего

количества

водителей

и

машинистов

транспортных

средств

.

Особое

внимание

в

процессе

проведения

исследований

лабораториями

обеих

организаций

было

уделено

вопросам

соблюдения

требования

законодательства

в

области

назначения

гарантий

и

компенсаций

за

работу

во

вредных

условиях

труда

.

В

частности

,

обнаружены

нарушения

при

:

установлении

неполного

или

сокращенного

рабочего

времени

,

назначении

дополнительных

отпусков

,

льготного

пенсионного

обеспечения

,

периодических

медицинских

осмотров

,

молока

,

лечебно

-

профилактического

питания

и

рассмотрении

возможности

применения

труда

женщин

и

подростков

.

От

состояния

условий

,

в

которых

осуществляют

свою

деятельность

водители

,

в

значительной

степени

зависит

вероятность

возникновения

аварийных

ситуаций

и

других

несчастных

случаев

с

участием

транспортных

средств

.

В

настоящее

время

в

России

,

как

и

во

всём ми

-

ре

,

наблюдается

проявление

интереса

к Арктическим

территориям

.

На

данный

момент

уже

принята

боль

-

шая

часть

стратегических

решений

и

определены

ос

-

новные

направления

деятельности

.

Основными

про

-

блемами освоения

данного

региона

являются местные

экстремальные

климатические

условия

,

отсутствие

инфраструктуры

,

удаленность

от

населенной

местно

-

сти

и

прочие

усугубляющие

негативное

воздействие

среды

,

факторы

.

В

связи

с

этим

необходимо

отметить

,

что

для

предотвращения

социально

-

экономического

ущерба

от

неблагоприятных

условий

труда

и

повышения

социально

-

экономической

эффективности

,

проблемы

оптимальной

организации

трудового

процесса

в

условиях

воздействия

на

водителей

комплекса

неблагоприятных

факторов

,

приобретают

особую

актуальность

.

Одним

из

путей

решения

данных

проблем

мо

-

жет

стать

гуманизация

условий

труда

.

Гуманизация

условий

труда

водительского

состава

это

комплекс

мероприятий

организационно

-

технического

характе

-

ра

,

проводимых

с

целью

повышения

качества

трудо

-

вой

жизни

и

обеспечения

безопасности

труда

[4,

c.35].

Данная

процедура

подразумевает

осуществле

-

ние

комплексного

подхода

к

решению

социально

-

трудовых

проблем

обеспечения

безопасных

условий

труда

водителей

транспортных

средств

.

Это

даст

воз

-

можность

организовать

трудовую

деятельность

таким

образом

,

что

при

этом

будут

снижены

уровни

физи

-

ческих

и

психических

нагрузок

,

повысится

безопас

-

ность

труда

.

Следует

заметить

,

что

достижение

желаемого

уровня

гуманизации

условий

труда

будет

зависеть

от

финансовых

возможностей

организации

,

качества

проведенного

анализа

условий

труда

и

правильности

выбора

направлений

деятельности

предприятия

в

этой области

.

Задача

оптимального

распределения

денежных

средств

на

обеспечение

мероприятий

по

повышению

уровня

гуманизации

условий

труда

является

сложной

,

но

важной

задачей

в

управлении

процессом

обеспечения

безопасных

и

комфортных

условий

труда

.

Денежные

средства

предприятий

ограничены

,

поэтому

их

нужно

перераспределять

между

такими

мероприятиями

,

которые

дают наибольший

эффект

от

уменьшения

риска

:

аварий и инцидентов

;

снижения

работоспособности

;

возникновения

травм

и

развития

профессиональных

заболеваний

,

а

также

других

видов

повреждений

физического

и

психического

здоровья

работников

;

нанесения материального

ущерба

.

При

этом

,

затраченная

на

превентивные

и

компенсационные мероприятия

,

сумма

затрат

должна

быть

минимальной

из

всех

предполагаемых

вариантов

.

Для

решения

данной

задачи

возникает

необходимость

в

ведении

оценочных

показателей

состояния

условий

труда

водителей

транспортных

средств

Арктической

зоны

и

других

территорий

Северного

региона

России

.

В

качестве

показателей

предлагается

использовать

определенный

набор

«

индикаторов

гуманизации

условий

труда

» (

ИГУТ

),

подобранных

с

учетом

специфики

работы

водителей

транспортных

средств

предприятий

регионов

,

относящихся

к

Арктической

зоне

Российской

Федерации

[5, c. 51].

С

целью

осуществления

классификации

,

ИГУТ

разделены

на

группы

,

сформированные

в

зависимости

от

социально

-

трудовых

проблем

,

влияющих

на

условия

труда

водителей

и

специфики

региона

.

Первая

группа

ИГУТ

характеризует

социально

-

трудовые

проблемы

,

влияющие

на

планирование

и

реализацию

профилактических

мероприятий

по

гуманизации

условий

труда

водителей

.

Таких

как

,

предоставление

молока

или

других

равноценных

пищевых

продуктов

,

обеспечение

лечебно

-

профилактическим

питанием

,

проведение медицинских осмотров и др

.

Вторая

группа ИГУТ

характеризует

социально

-

трудовые

проблемы

,

влияющие

на

комплексную

оценку

состояния

условий

труда

водителей

транспортных

средств

.

Различные

виды

оценок

состояний

условий

труда

,

организации

работ

по

охране

труда

,

состояния

травматизма

,

оценки

профессионального

риска

и

др

.

играют

значительную

роль

в

сохранении

здоровья и жизни работников

.

Третья

группа ИГУТ

характеризует

социально

-

трудовые

проблемы

водителей

,

влияющих

на

назначение

гарантий

,

и

компенсаций

за

вредные

(

опасные

)

условия

труда

.

Исследования

показали

,

что

вопросы

назначения

работникам

гарантий

и

компенсаций

,

обусловленных

работой

во

вредных