___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
10
шума
и
вибрации
с
уровнями
,
превышающими
предельно
допустимые
значения
,
работает
от
87
до
96%
работников
от
общего
количества
водителей
и
машинистов
транспортных
средств
.
Особое
внимание
в
процессе
проведения
исследований
лабораториями
обеих
организаций
было
уделено
вопросам
соблюдения
требования
законодательства
в
области
назначения
гарантий
и
компенсаций
за
работу
во
вредных
условиях
труда
.
В
частности
,
обнаружены
нарушения
при
:
установлении
неполного
или
сокращенного
рабочего
времени
,
назначении
дополнительных
отпусков
,
льготного
пенсионного
обеспечения
,
периодических
медицинских
осмотров
,
молока
,
лечебно
-
профилактического
питания
и
рассмотрении
возможности
применения
труда
женщин
и
подростков
.
От
состояния
условий
,
в
которых
осуществляют
свою
деятельность
водители
,
в
значительной
степени
зависит
вероятность
возникновения
аварийных
ситуаций
и
других
несчастных
случаев
с
участием
транспортных
средств
.
В
настоящее
время
в
России
,
как
и
во
всём ми
-
ре
,
наблюдается
проявление
интереса
к Арктическим
территориям
.
На
данный
момент
уже
принята
боль
-
шая
часть
стратегических
решений
и
определены
ос
-
новные
направления
деятельности
.
Основными
про
-
блемами освоения
данного
региона
являются местные
экстремальные
климатические
условия
,
отсутствие
инфраструктуры
,
удаленность
от
населенной
местно
-
сти
и
прочие
усугубляющие
негативное
воздействие
среды
,
факторы
.
В
связи
с
этим
необходимо
отметить
,
что
для
предотвращения
социально
-
экономического
ущерба
от
неблагоприятных
условий
труда
и
повышения
социально
-
экономической
эффективности
,
проблемы
оптимальной
организации
трудового
процесса
в
условиях
воздействия
на
водителей
комплекса
неблагоприятных
факторов
,
приобретают
особую
актуальность
.
Одним
из
путей
решения
данных
проблем
мо
-
жет
стать
гуманизация
условий
труда
.
Гуманизация
условий
труда
водительского
состава
–
это
комплекс
мероприятий
организационно
-
технического
характе
-
ра
,
проводимых
с
целью
повышения
качества
трудо
-
вой
жизни
и
обеспечения
безопасности
труда
[4,
c.35].
Данная
процедура
подразумевает
осуществле
-
ние
комплексного
подхода
к
решению
социально
-
трудовых
проблем
обеспечения
безопасных
условий
труда
водителей
транспортных
средств
.
Это
даст
воз
-
можность
организовать
трудовую
деятельность
таким
образом
,
что
при
этом
будут
снижены
уровни
физи
-
ческих
и
психических
нагрузок
,
повысится
безопас
-
ность
труда
.
Следует
заметить
,
что
достижение
желаемого
уровня
гуманизации
условий
труда
будет
зависеть
от
финансовых
возможностей
организации
,
качества
проведенного
анализа
условий
труда
и
правильности
выбора
направлений
деятельности
предприятия
в
этой области
.
Задача
оптимального
распределения
денежных
средств
на
обеспечение
мероприятий
по
повышению
уровня
гуманизации
условий
труда
является
сложной
,
но
важной
задачей
в
управлении
процессом
обеспечения
безопасных
и
комфортных
условий
труда
.
Денежные
средства
предприятий
ограничены
,
поэтому
их
нужно
перераспределять
между
такими
мероприятиями
,
которые
дают наибольший
эффект
от
уменьшения
риска
:
–
аварий и инцидентов
;
–
снижения
работоспособности
;
–
возникновения
травм
и
развития
профессиональных
заболеваний
,
а
также
других
видов
повреждений
физического
и
психического
здоровья
работников
;
–
нанесения материального
ущерба
.
При
этом
,
затраченная
на
превентивные
и
компенсационные мероприятия
,
сумма
затрат
должна
быть
минимальной
из
всех
предполагаемых
вариантов
.
Для
решения
данной
задачи
возникает
необходимость
в
ведении
оценочных
показателей
состояния
условий
труда
водителей
транспортных
средств
Арктической
зоны
и
других
территорий
Северного
региона
России
.
В
качестве
показателей
предлагается
использовать
определенный
набор
«
индикаторов
гуманизации
условий
труда
» (
ИГУТ
),
подобранных
с
учетом
специфики
работы
водителей
транспортных
средств
предприятий
регионов
,
относящихся
к
Арктической
зоне
Российской
Федерации
[5, c. 51].
С
целью
осуществления
классификации
,
ИГУТ
разделены
на
группы
,
сформированные
в
зависимости
от
социально
-
трудовых
проблем
,
влияющих
на
условия
труда
водителей
и
специфики
региона
.
Первая
группа
ИГУТ
характеризует
социально
-
трудовые
проблемы
,
влияющие
на
планирование
и
реализацию
профилактических
мероприятий
по
гуманизации
условий
труда
водителей
.
Таких
как
,
предоставление
молока
или
других
равноценных
пищевых
продуктов
,
обеспечение
лечебно
-
профилактическим
питанием
,
проведение медицинских осмотров и др
.
Вторая
группа ИГУТ
характеризует
социально
-
трудовые
проблемы
,
влияющие
на
комплексную
оценку
состояния
условий
труда
водителей
транспортных
средств
.
Различные
виды
оценок
состояний
условий
труда
,
организации
работ
по
охране
труда
,
состояния
травматизма
,
оценки
профессионального
риска
и
др
.
играют
значительную
роль
в
сохранении
здоровья и жизни работников
.
Третья
группа ИГУТ
характеризует
социально
-
трудовые
проблемы
водителей
,
влияющих
на
назначение
гарантий
,
и
компенсаций
за
вредные
(
опасные
)
условия
труда
.
Исследования
показали
,
что
вопросы
назначения
работникам
гарантий
и
компенсаций
,
обусловленных
работой
во
вредных