___________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий №
1(21) 2017___________
9
Раздел
I
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК
131.101,
ББК
65.9(4
Рос
)29 ©
О
.
Ю
.
Воронков
О
.
Ю
.
Воронков
К ВОПРОСУ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ
НА ГУМАНИЗАЦИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Трудовая
деятельность
водительского
состава
организаций Северного
региона
России
проходит
в
экс
-
тремальных
климатических
условиях
,
под
влиянием
вредных
и
опасных
факторов
производственной
среды
и
трудового
процесса
.
Одним
из
путей
улучшения
условий
труда
и
повышения
экономической
эффективности
производства
является
гуманизация
условий
труда
.
Следует
заметить
,
что
достижение желаемого
уровня
гуманизации
условий труда
будет
зависеть
от финансовых
возможностей
организации
,
качества
проведенно
-
го
анализа
условий
труда
и
правильности
выбора
направлений
деятельности
предприятия
в
этой
области
.
Целью
исследования
является
разработка
методических
основ
оптимального
распределения
финансовых
ре
-
сурсов
на
реализацию
мероприятий
по
гуманизации
труда
.
При
проведении
исследования
использовались
сле
-
дующие методы
:
метод
системного
,
комплексного
и
ситуационного
подходов
,
методы
сравнения
и
обобщения
,
социологический
и
др
.
Задача
оптимального
распределения
денежных
средств
на
обеспечение мероприятий
по
повышению
уровня
гуманизации
условий труда
водителей
является
сложной
,
но
важной
в
управлении
процес
-
сом
обеспечения
безопасных и
комфортных
условий труда
.
Денежные
средства
предприятий
ограничены
,
поэтому
их
нужно
перераспределять
между
такими
мероприятиями
,
которые
дают
наибольший
эффект
от
уменьшения
риска
:
аварий
и
инцидентов
;
снижения
работоспособности
;
возникновения травм
и
развития
профессиональных
заболеваний
,
а также
других
видов
повреждений
физического
и
психического
здоровья
работников
;
нанесения
материального
ущерба
.
Целью
вложений
является
необходимость
доведения
их
уровня
гуманизации
до
достаточных
для
нормальной
безопасной
и
комфортной
трудовой
деятельности
,
значений
.
Но
при
этом
возникает
проблема
получения
конкретных
и
точных
прогнозных
результатов
по
социально
-
экономической
эффективности
планируемых
мероприятий
,
направленных
на
повышение
уровня
гуманизации
условий
труда
.
В
силу
невозможности
получения
таких
результатов
предлагается
использовать
определенный
алгоритм
распределения
денежных
средств
,
выделяемых
на
мероприятия
по
повышению
уровня
гуманизации
.
Результаты
работы
могут
быть
применены
для
практического
использования
в
организациях
,
с
целью
оптимального
распределения финансовых
средств
на
повышение
уровня
гуманизации
условий труда
водительского
состава
.
Ключевые
слова
:
затраты
,
ущерб
,
оптимальное
распределение
,
безопасность
,
водительский
состав
,
условия труда
,
вредные факторы
.
ранспортная
отрасль
является
одним
из
лидеров
по
количеству
персонала
,
работающего
во
вредных
условиях
труда
.
В
настоящее
время
во
многих
автотранспортных
предприятиях
и
подразделениях
,
количество
работников
,
занятых
во
вредных
и
опасных
условиях
труда
,
достигает
70-80%.
В
условиях
Крайнего
Севера
этот
уровень
достигает
90%,
а
порой
и
100%
отметки
.
Это
факт
подтверждается
результатами
аттестации
рабочих
мест
по
условиям
труда
,
проводимой
в
Ямало
-
Ненецком
(
ЯНАО
)
и Ханты
-
Мансийском
автономных
округах
(
ХМАО
)
научно
-
исследовательской
лабораторией
«
Промышленная
безопасность
и
экология
»
ОмГТУ
[2, c. 341].
На
основании
исследований
условий
труда
водительского
состава
предприятий ХМАО
и ЯНАО
,
проводимых мною
в
должности
научного
сотрудника
Аккредитованной
научно
-
исследовательской
лаборатории
«
Промышленная
безопасность
и
экология
»
Омского
государственного
технического
университета
,
стало
возможным
выделение
некоторых
аспектов
неблагоприятных
условий
труда
водителей
транспортных
средств
,
возникающих
под
влиянием
психофизиологических
опасных
и
вредных
производственных
факторов
[3, c. 275].
Было
исследовано
более
3000
рабочих
мест
водителей
автотранспортных
средств
,
работающих
в
районах
Арктической
зоны
Северного
региона
России
.
В
результате
исследований
было
определено
,
что
88 %
водителей работают
в напряженных
условиях
труда
,
а
81 % –
в
тяжелых
условиях
труда
.
Психофизиологические
факторы
оказывают
не
менее
вредное
воздействие
на
организм
водителей
,
чем
физические
и
химические
,
и
вызывают
общие
,
профессиональные
и
профессионально
-
обусловленные
заболевания
,
а
также
рост
травматизма
,
вследствие
увеличения
числа
дорожно
-
транспортных
происшествий
,
и
уменьшение
производительности
труда
.
Исследованиям
также
подлежали
такие
вредные
и
опасные
факторы
,
как
постоянно
воздействующие
на
водителя
в
процессе
управления
транспортным
средством
производственные
шум
,
вибрация и
влияние
химических
аэрозолей
.
По
проведенному
в
150
организациях ХМАО
и
ЯНАО
анализу
результатов
аттестации
рабочих
мест
по
условиям
труда
водительского
состава
,
в
условиях
Т