Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 144 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 144 Next Page
Page Background

___________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий №

1(21) 2017___________

9

Раздел

I

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК

131.101,

ББК

65.9(4

Рос

)29 ©

О

.

Ю

.

Воронков

О

.

Ю

.

Воронков

К ВОПРОСУ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

НА ГУМАНИЗАЦИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Трудовая

деятельность

водительского

состава

организаций Северного

региона

России

проходит

в

экс

-

тремальных

климатических

условиях

,

под

влиянием

вредных

и

опасных

факторов

производственной

среды

и

трудового

процесса

.

Одним

из

путей

улучшения

условий

труда

и

повышения

экономической

эффективности

производства

является

гуманизация

условий

труда

.

Следует

заметить

,

что

достижение желаемого

уровня

гуманизации

условий труда

будет

зависеть

от финансовых

возможностей

организации

,

качества

проведенно

-

го

анализа

условий

труда

и

правильности

выбора

направлений

деятельности

предприятия

в

этой

области

.

Целью

исследования

является

разработка

методических

основ

оптимального

распределения

финансовых

ре

-

сурсов

на

реализацию

мероприятий

по

гуманизации

труда

.

При

проведении

исследования

использовались

сле

-

дующие методы

:

метод

системного

,

комплексного

и

ситуационного

подходов

,

методы

сравнения

и

обобщения

,

социологический

и

др

.

Задача

оптимального

распределения

денежных

средств

на

обеспечение мероприятий

по

повышению

уровня

гуманизации

условий труда

водителей

является

сложной

,

но

важной

в

управлении

процес

-

сом

обеспечения

безопасных и

комфортных

условий труда

.

Денежные

средства

предприятий

ограничены

,

поэтому

их

нужно

перераспределять

между

такими

мероприятиями

,

которые

дают

наибольший

эффект

от

уменьшения

риска

:

аварий

и

инцидентов

;

снижения

работоспособности

;

возникновения травм

и

развития

профессиональных

заболеваний

,

а также

других

видов

повреждений

физического

и

психического

здоровья

работников

;

нанесения

материального

ущерба

.

Целью

вложений

является

необходимость

доведения

их

уровня

гуманизации

до

достаточных

для

нормальной

безопасной

и

комфортной

трудовой

деятельности

,

значений

.

Но

при

этом

возникает

проблема

получения

конкретных

и

точных

прогнозных

результатов

по

социально

-

экономической

эффективности

планируемых

мероприятий

,

направленных

на

повышение

уровня

гуманизации

условий

труда

.

В

силу

невозможности

получения

таких

результатов

предлагается

использовать

определенный

алгоритм

распределения

денежных

средств

,

выделяемых

на

мероприятия

по

повышению

уровня

гуманизации

.

Результаты

работы

могут

быть

применены

для

практического

использования

в

организациях

,

с

целью

оптимального

распределения финансовых

средств

на

повышение

уровня

гуманизации

условий труда

водительского

состава

.

Ключевые

слова

:

затраты

,

ущерб

,

оптимальное

распределение

,

безопасность

,

водительский

состав

,

условия труда

,

вредные факторы

.

ранспортная

отрасль

является

одним

из

лидеров

по

количеству

персонала

,

работающего

во

вредных

условиях

труда

.

В

настоящее

время

во

многих

автотранспортных

предприятиях

и

подразделениях

,

количество

работников

,

занятых

во

вредных

и

опасных

условиях

труда

,

достигает

70-80%.

В

условиях

Крайнего

Севера

этот

уровень

достигает

90%,

а

порой

и

100%

отметки

.

Это

факт

подтверждается

результатами

аттестации

рабочих

мест

по

условиям

труда

,

проводимой

в

Ямало

-

Ненецком

(

ЯНАО

)

и Ханты

-

Мансийском

автономных

округах

(

ХМАО

)

научно

-

исследовательской

лабораторией

«

Промышленная

безопасность

и

экология

»

ОмГТУ

[2, c. 341].

На

основании

исследований

условий

труда

водительского

состава

предприятий ХМАО

и ЯНАО

,

проводимых мною

в

должности

научного

сотрудника

Аккредитованной

научно

-

исследовательской

лаборатории

«

Промышленная

безопасность

и

экология

»

Омского

государственного

технического

университета

,

стало

возможным

выделение

некоторых

аспектов

неблагоприятных

условий

труда

водителей

транспортных

средств

,

возникающих

под

влиянием

психофизиологических

опасных

и

вредных

производственных

факторов

[3, c. 275].

Было

исследовано

более

3000

рабочих

мест

водителей

автотранспортных

средств

,

работающих

в

районах

Арктической

зоны

Северного

региона

России

.

В

результате

исследований

было

определено

,

что

88 %

водителей работают

в напряженных

условиях

труда

,

а

81 % –

в

тяжелых

условиях

труда

.

Психофизиологические

факторы

оказывают

не

менее

вредное

воздействие

на

организм

водителей

,

чем

физические

и

химические

,

и

вызывают

общие

,

профессиональные

и

профессионально

-

обусловленные

заболевания

,

а

также

рост

травматизма

,

вследствие

увеличения

числа

дорожно

-

транспортных

происшествий

,

и

уменьшение

производительности

труда

.

Исследованиям

также

подлежали

такие

вредные

и

опасные

факторы

,

как

постоянно

воздействующие

на

водителя

в

процессе

управления

транспортным

средством

производственные

шум

,

вибрация и

влияние

химических

аэрозолей

.

По

проведенному

в

150

организациях ХМАО

и

ЯНАО

анализу

результатов

аттестации

рабочих

мест

по

условиям

труда

водительского

состава

,

в

условиях

Т