Table of Contents Table of Contents
Previous Page  103 / 160 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 103 / 160 Next Page
Page Background

__________

Вестник Сибирского института

бизнеса и информационных

технологий

. 2016.

2(18)__________

102

только

лишь

потому

,

что

они

не

могут

влиять

на

за

-

конодательный

процесс

определения

характера

нака

-

зуемости

деяния

.

Скорее

,

данные

принципы

могут

быть

применимы

в

процессе

назначения

наказания

за

совершение

преступления

конкретному

лицу

,

что

уже

не

относится

к пенализации

.

В

то же

время

,

пенализация

это метод

реализа

-

ции

уголовной

политики

,

при

помощи

которого

соз

-

дается

уголовное

законодательство

,

являющееся

ча

-

стью

системы

уголовного права

,

процесс

определения

характера

наказуемости

преступного

деяния

,

безус

-

ловно

,

должен

быть

подчинен

и

общеправовым

прин

-

ципам

,

и

принципам

уголовного

права

,

как

любая

другая

,

имеющая

правовые

последствия

деятельность

в

сфере

уголовного права

.

Пенализация

является

методом

уголовной

по

-

литики

,

который

реализуется

путем

создания

уголов

-

ного

законодательства

,

устанавливающего

ответст

-

венность

за

преступные

деяния

.

По

нашему

мнению

,

именно

курс

уголовной

политики

государства

опре

-

деляет

,

насколько

суровым

будет

наказание

за

то

или

иное

преступление

,

какие

лишения

будет

претерпе

-

вать

лицо

,

признанное

виновным

в

совершении

пре

-

ступления

.

В

этой

связи

,

определяя

характер

наказуе

-

мости

преступного

деяния

,

законодатель

должен

руко

-

водствоваться

,

в

том

числе

,

и

принципами

уголовной

политики

государства

.

Поэтому

,

принципы

пенализа

-

ции

,

как

принципы

деятельности

государства

при

реа

-

лизации

уголовной

политики

,

можно

условно

отнести

к

принципам

уголовной

политики

.

Однако

,

с

учетом

определенной

специфики

,

в

полной мере

их

таковыми

назвать нельзя

.

Целью

пенализации

является

создание

сово

-

купности

уголовно

-

правовых

норм

,

позволяющей

не

только

эффективно

предупредить

возможное

пре

-

ступное

деяние

,

но

и

наиболее

полно

предотвратить

последствия

уже

совершенного

преступления

.

Опре

-

деляя

характер

наказуемости

преступного

деяния

,

законодатель

должен

руководствоваться

общеправо

-

выми принципами

,

принципами

уголовного права или

законодательства

,

а

также

принципами

уголовной

политики

и

законотворчества

(

кодификации

).

Эти

принципы

основа

,

фундамент

всего

законотворче

-

ского

процесса

.

Вместе

с

тем

,

они

не могут

относить

-

ся

к

принципам

пенализации

,

поскольку

этот

метод

уголовной

политики

,

определяемый

как

процесс

,

имеет

единственно

определенную

цель

создание

санкций

норм

Особенной

части

УК

РФ

,

которые

,

в

совокупности

с

положениями

Общей

части

УК

РФ

,

позволили

бы

суду применить наказание

,

максимально

соответствующее

его

целям

.

Принципы

пенализации

должны

выступать

основой

для

определения

способа

достижения

этой цели

.

В

этой

связи

,

предлагаем

к

принципам

пенали

-

зации

отнести

следующие

:

дифференциацию

ответ

-

ственности

;

соответствие

санкции

характеру

и

степени

общественной

опасности

преступления

;

соответствие

санкции целям

наказания

.

Принцип

дифференциации

ответственности

(

соразмерности

деяния

и

его

уголовно

-

правовых

по

-

следствий

),

как

относящийся

к

принципам

пенализа

-

ции

преступлений

,

выделяет

,

в

частности

,

Т

.

Р

.

Саби

-

тов

,

который

полагает

,

что

указанный

принцип

выте

-

кает

из

общеправового

принципа

справедливости

и

предполагает

требование

для

законодателя

об

уста

-

новлении

различных

по

характеру

и

интенсивности

наказаний

за

различные

по

характеру

и

степени

об

-

щественной

опасности

деяния

[4].

Э

.

В

.

Густова

выде

-

ляет

принцип

альтернативности

наказаний

,

который

,

по

своей

сути

,

является

принципом

дифференциации

ответственности

,

поскольку

,

по мнению

этого

автора

,

указанный

принцип

предполагает

создание

для

суда

возможности

выбора

для

осужденного

наказания

,

соответствующего

характеру и

степени общественной

опасности

совершенного

преступления

и

личности

виновного

[1].

Полагаем

,

что

выделение

принципа

дифферен

-

циации

ответственности

обоснованно

,

поскольку

ка

-

ждое

общественно

опасное

деяние

,

признанное

пре

-

ступным

и

закрепленное

как

таковое

в

уголовном

законе

,

влечет

различные

последствия

.

Деяние

,

по

-

влекшее

менее

серьезные

последствия

,

должно

нака

-

зываться менее

строго

и

,

напротив

,

деяние

,

следстви

-

ем

которого

явились

необратимые

последствия

для

интересов

личности

или

общественных

отношений

,

должно

повлечь

наиболее

суровое

наказание

.

Харак

-

тер

и

общественная

опасность

преступного

деяния

находит

свое

выражение

в

категориях

преступлений

,

перечень

которых

приведен

в

ст

. 15

УК

РФ

.

В

этой

связи

подразумевается

,

что

преступления

,

преду

-

смотренные

ч

. 1

ст

. 112

УК РФ

причинение

средней

тяжести

вреда

здоровью

и

ч

. 2

ст

. 198

УК

РФ

укло

-

нение

от

уплаты

налогов

и

(

или

)

сборов

с физическо

-

го

лица

путем

непредставления

налоговой

деклара

-

ции

или

иных

документов

,

представление

которых

в

соответствии

с

законодательством

Российской Феде

-

рации

о

налогах

и

сборах

является

обязательным

,

либо

путем

включения

в

налоговую

декларацию

или

такие

документы

заведомо

ложных

сведений

,

совер

-

шенное

в

особо

крупном

размере

,

хотя

и

посягают

на

разные

общественные

отношения

,

но

имеют

равную

общественную

опасность

.

Однако

,

указанное

обстоя

-

тельство

не может

означать

,

что

характер

их

наказуе

-

мости

должен

быть

одинаковым

.

В

частности

,

пола

-

гаем

,

что

санкции

норм

Особенной

части

УК

РФ

,

предусматривающих

ответственность

за

преступле

-

ния

в

сфере

экономической

деятельности

,

должны

содержать

больше

альтернативных

лишению

свободы

наказаний

,

причем

,

и

такие

,

которые

связаны

с

вос

-

полнением

материального

ущерба

,

причиненного

государству

(

например

,

штраф

или

исправительные

работы

),

в

отличие

от

санкций

норм

,

предусматри

-

вающих

ответственность

за

преступления

против

жизни

или

здоровья

человека

,

наказание

за

которые

должно

быть

наиболее

строгим

из

всех

предусмот

-

ренных

.

Из

сказанного

выше

вытекает

следующий

принцип

пенализации

соответствие

санкции

ха

-

рактеру

и

степени

общественной

опасности

пре

-

ступления

.

Указанный

принцип

выделен

Э

.

В

.

Густо

-