

__________
Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных
технологий
. 2016.
№
2(18)__________
152
что
IT-
технологии
в
современном
информационном
обществе
представляют
интерес
изучения
не
только
в
дис
-
циплине
«
информационное
право
»,
но
и
в
других юридических
дисциплинах
,
например
, «
гражданское
право
»,
«
уголовное право
», «
уголовно
-
процессуальное право
»
и
др
.
Профессор И
.
Л
.
Бачило
в
учебнике
предлагает
в
качестве
примера
обратить
внимание
обучающихся
на
различие
между
следующими
правовыми
категориями
–
«
обменом
информацией
»
и
«
обращением
информа
-
ции
»,
что
в
дальнейшем
важно
для
определения
правовых
средств
регулирования
отношений
,
формируемых
между
субъектами
,
которые
обеспечивают
два
составляющих
единого
процесса
движения
информации
в
про
-
странстве
и
времени
.
Этот
пример
подтверждает
ту
тонкую юридическую
сущность
,
которую
способна
изучить
новая
отрасль
права
–
информационное
право
.
Хотя
для
исследователей
других
отраслей
права
эта
проблема
может
показаться
и
неинтересной
,
и
непонятной
с
учетом
специфики
их
предмета
изучения
.
Хотелось
бы
под
-
черкнуть
,
что
наука
и
учебная
дисциплина
«
информационное
право
»
комплексная
,
без
сомнения
,
проникает
почти
во
все
отрасли права
.
Полезной
и
своевременной
информацией
в
учебнике
автор
называет формирование
нормативного
право
-
вого
регулирования
в
области
телекоммуникаций
,
без
понимания
которой
невозможно
представить
правопри
-
менительную
практику
по
этим
проблемам
.
Подробно
дается
описание
правового
понятия
«
информационная
система
»
и
предложен
классификатор
информационных
систем
по
различным
признакам
.
Несмотря
на
то
,
что
данный
материал
изучается
на
лекциях
по
дисциплине
«
Информатика
»,
автор
сохранил
в
изложении
учебного
материала
последовательность
логике
и
доступность
для
усвоения
студентами
понятным
для
них юридическим
языком
.
Автор
третий
раздел
посвятил
правовому
обеспечению
информационных
процессов
на
основе
информа
-
ционных
технологий
через
факторы
,
влияющие
на
развитие
информационного
общества
*
.
При
этом
влияние
информационных
процессов
на
современное
общество может
быть
как
позитивным
,
так
и
негативным
.
В
плос
-
кости
информационного
права
учащиеся
должны
рассмотреть
и
проанализировать
с
соответствующими
выво
-
дами
как
положительное
,
так
и
отрицательное
влияние
.
Автором
сделаны
попытки
в
изучении
определения
и
назначения Интернета
как
глобального
информационного
пространства
и
виртуальной
среды
,
способной
к
об
-
мену
информацией
между
субъектами
и
возможностью
реализации
их
прав
и
интересов
.
С
распространением
повсеместного
Интернета
размывается
понятие
государственных
границ
,
что
способствует
активизации
ин
-
формационного
международного
права
.
В
рамках
этого
материала
автор
определил
ключевые
методы
регули
-
рования для
всех
участников информационного
обмена
в
условиях
глобализации информационного
общества
**
.
Целая
глава
в
учебнике
посвящена
проблемам
правового
регулирования
электронных
средств
массовых
коммуникаций
(
СМИ
).
Отмечая
,
что
в
аспекте
единого
информационного
пространства
возникают новые
,
ранее
не известные
,
вызовы
и
угрозы
от
вредной информации
(
экстремистского
и
террористического
характера и
др
.),
а
это
в
свою
очередь
требует
осмысления
и
усиления
обеспечительных мер
за
счет формирования
новой
право
-
вой
системы
информационного
законодательства
***
.
Бесспорно
,
что
сегодня
,
как
никогда
,
проблемы
информа
-
ционной
безопасности
в
сети
Интернет
волнуют
граждан
,
общество
,
бизнес
и
государство
.
Данная
тема
не
только
актуальна
,
интересна
,
современна
,
но и бессрочна
.
Учащимся
в
четвертом
разделе
предлагается материал
по
праву
и
государственному
управлению
в
усло
-
виях
информационно
-
технологических
инноваций
.
По
итогам
обучения
студент
должен
знать
,
что
такое
«
элек
-
тронное
государство
»
****
, «
государственная
информационная
услуга
», «
электронное
законодательство
»
через
осознание
понимать
прикладное
значение
этих
информационных
технологий
,
активно
вошедших
в
жизнь
го
-
сударства и общества
*****
.
Сегодня
,
как
никогда
,
необходимо
понимать
,
что
обучение
имеет
важное
значение
,
но
стержнем
лично
-
сти
,
нужно
признать
,
остается
воспитание
и
правовая
культура
гражданина
будущего
,
способного
в
современ
-
ных
переходных
условиях
максимально
эффективно
использовать
все
информационно
-
технологические
инно
-
вационные
достижения на
основе
IT-
технологий
.
*
Об
утверждении
государственной программы Российской Федерации
«
Информационное общество
(2011-2020
годы
)»:
Постановление Правительства РФ от
15.04.2014
№
313 (
ред
.
от
17.06.2015) //
СПС КонсультантПлюс
. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/(
дата обращения
: 22.01.2016).
**
Окинавская
хартия
глобального информационного общества
. URL:
http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html(
дата
обращения
3.02.2016).
Окинавская
хартия
глобального информационного общества
. URL:
http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html(
дата обращения
3.02.2016).
***
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020
года
:
Указ Президента РФ
от
12.05.2009 N 537
(
ред
.
от
01.07.2014) //
Собрание
законодательства РФ
, 18.05.2009, N 20,
ст
. 2444
****
Бачило И
.
Л
.
Государство и право
XXI
в
.:
реальное и
виртуальное
.
М
.:
Юркомпани
, 2013. 280
с
.
*****
Руководящие
принципы
политики
совершенствования
государственной
информации
,
являющейся
общественным
дос
-
тоянием
. URL:
http://www.ifapcom.ru/files/publications/Ruk_princ_polit_gos_inf.pdf(
дата
обращения
3.02.2016);
Об
утвержде
-
нии
государственной
программы
Российской
Федерации
«
Информационное
общество
(2011-2020
годы
)»:
Постановление
Правительства
РФ
от
15.04.2014
№
313 (
ред
.
от
17.06.2015) //
СПС
КонсультантПлюс
. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/(
дата обращения
: 22.01.2016).