Учителя vs цифровые аборигены

17 – 18 июня 2015 г. в Сибирском институте бизнеса и информационных технологий прошла III Международная конференция «Интернет-сервисы в образовании».

Конференция свалилась на меня неожиданно, предложили провести у нас в институте, мы согласились.

Организаторы конференции, Центр «Снейл» - ребята шустрые (в хорошем смысле слова) и современные, было приятно с ними пообщаться, надеюсь, что мы будем сотрудничатьи дальше.

Хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями.

Во-первых, учителя знают про интернет-сервисы очень много, многие сервисы, о которых говорилось на секциях, даже я не знал. Это круто!

Во-вторых, учителя в этом деле, как правило, энтузиасты – одиночки.

В-третьих, как мне показалось, существует одна, но очень серьезная проблема. О ней подробнее.

В рамках конференции я проводил мастер-класс на тему «Смешанное обучение (blendedlearning) –решение проблем или образовательная мода?». Если честно, то придумал название, сделал буклеты, разместил на сайте, а потом вспомнил, что похожее название где-то я уже слышал,так что, надеюсь, что Константин Бугайчук меня за это простит(http://www.youtube.com/watch?v=q-XNzMui3VM). Благодарен всем коллегам, которые пришли на мастер-класс, а их было 62 человека.

Мы работали в группах, спорили, оценивали, создавали, в общем делали все то, что и должны делать люди чтобы чему-то научиться. Вроде все хорошо, но как часто коллеги от обсуждения методологических тем скатывались к печальным рассуждениям про недостаток финансирования и падение социальной значимости педагога. Мне стоило больших трудов раз за разом вытаскивать дискуссию из ямы пессимизма и вселенской русской грусти.

Ну и не обошлось без излюбленных многими педагогами фраз типа: «А как же я ученика буду контролировать, если он в телефоне сидит?!». В общем было, как всегда, весело!

Я ждал очень долго, когда хотя бы один из коллег скажет про результаты обучения. Свершилось! Мы затронули эту тему и сразу пришли к моему любимому определению эффективного обучения, правильных результатов обучения, правда вот пришлось коллегам сказать, что они должны дать это определение с позиции пап и мам, а не педагогов.

Наверное, все догадались каково было это определение: хороший результат обучения – это, когда у ученика появляется желание учиться.

Было много сказано, про нежелание учиться у нынешних детей, про отсутствие мотивации и т.д.

Но, хочется отметить один забавный факт. Во время мастер-класса я показал один небольшой ролик длительностью 39 секунд, после чего очень замотивированные взрослые люди (62 человека) должны были выдать мне любые идеи, которые им пришли в голову после просмотра видео. Сколько их было? 10 идей, и это 62 взрослых и замотивированных человека! Тот же ролик до этого смотрела группа студентов (25 человек). Сколько идей выдали студенты? 10?, 20? Не угадали, около 50-ти оригинальных идей. Что происходило в голове у этих студентов? Они анализировали, искали в своей памяти факты, ассоциации, образы и синтезировали на их основе идеи. Это ли не обучение?

К чему я это? К тому, что уже давно не актуально говорить о пользе технологий, сервисов и т.д. Это все понимают. Пора всерьез задуматься о той огромной психологической пропасти между обучающимися и обучающими их людьми.

Пора задуматься об изменении своего отношения к профессии педагога.

В общем, есть, о чем подумать до следующей конференции.

#интеренет-сервисы #e-learning #снейл #обучение #digitalnatives #sibit #обучениевомске

 

И.А. Булавкин

Директор центра развития электронного образования НОУ ВПО СИБИТ